Ольга Ефимова
Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребёнка младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
«Сенсорное развитие ребёнка младшего дошкольного возраста».
Ваш малыш достиг трёхлетнего возраста и перешёл на новую ступень развития. Он стал дошкольником, младшим дошкольником.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры и общего интеллектуального развития.
Начиная с трёх лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – и ахроматические цвета: белый, серый, чёрный. Каждый хроматический цвет или оттенок имеет определённую светлоту или насыщенность.
Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белеем и чёрном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов.
При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-жёлтый, имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного названия светло-синего цвета голубым, но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в ещё большей степени к названиям оттенков по цветовому тону, то есть занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра. Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия: лимонный, сиреневый.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках сенсорного развития отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.
Особый характер носят эталоны величины. Величина – относительное свойство. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака – это собака, которая крупнее большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самой большой» и т. д.).
К четырём годам ребёнок может достигнуть следующих успехов:
знает семь цветов спектра, белый и чёрный цвета, умеет их называть и отыскивать по названию;
знаком с изменением цвета по светлоте (светлее, темнее);
умеет подбирать по образцу или по слову предметы определённого цвета, не смущаясь различием в оттенках;
знает пять геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, понимает их названия (хотя сам может и не уметь их вполне правильно называть);
умеет подбирать по образцу или по слову предметы определённой формы, не смущаясь различием в пропорциях (доля овала, прямоугольника) и наличием в предметах тех или иных деталей,
видоизменяющих основную форму.
Знакомство ребёнка с величиной выражается в том, что он может расположить пять палочек, кружок или другие одинаковые предметы разной величины в порядке её убывания или нарастания, знает слова «большой – средний – маленький» и «больше, меньше, ещё меньше».
Как же можно достичь таких результатов?
Безусловно, Вам помогут в этом разнообразные дидактические игры, которые можно приобрести в магазине (игры типа лото «Подбери по цвету», «Геометрическое лото», разнообразные мозаики, «Волшебные коробки» с прорезями разных форм и так далее.
Но нам хочется остановиться в данной консультации на сенсорном развитии детей в обычной, повседневной жизни. Огромные возможности даёт в этом направлении природа. Бывая с ребёнком на прогулке, на даче обращайте его внимание на цвета растений, животных, неживых природных объектов и явлений. Например, рассмотрите траву, листья на кустах и деревьях, остановите внимание ребёнка на разных оттенках зелёного цвета. Сравните листья салата, смородины и вишни. Предложите ребёнку найти и показать похожие по цвету листья. Особенно это хорошо сделать осенью, когда наступает золотая осень и с облетающими листьями можно играть, заниматься, не нанося ущерб природе. Можно предложить такие задания «Покажи листок жёлтого цвета», «Покажи листок с зелёными и жёлтыми пятнышками», «Найди самый большой листок (самый маленький) из предложенных», «Разложи листочки по порядку», «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок».
Широко можно использовать цветы и плоды растений. Дайте ребёнку потрогать и сравнить разные овощи, а потом можно поиграть в игру «Угадай на ощупь» или «Угадай, что у меня в корзинке».
Понаблюдайте с ребёнком за небом в разное время суток, за животными (здесь можно обратить внимание на цвет, размер животных).
Много познавательного кроется не только в природе, но и в
окружающей ребёнка обстановке.
Совершите прогулку к проезжей части (особенно это будет интересно мальчикам); обратите внимание ребёнка на цвета светофора и те же действия, которые выполняют люди согласно каждому цвету; понаблюдайте за движущимся транспортом (цвет машин, величина).
Купите в магазине разные сорта печенья (круглое, квадратное, прямоугольное, одинаковое по форме, но разное по величине) и предложите ребёнку разложить круглое печенье в одну вазочку, квадратное – в другую, и прямоугольное – в третью; большое печенье положить в большую тарелку, среднее – в тарелку поменьше, а маленькое печенье – в маленькую тарелочку. А потом устройте чаепитие.
Во время процесса одевания, раздевания разговаривайте с детьми о цвете одежды и обуви (можете спросить какого цвета шорты он хочет сегодня одеть в детский сад, что сегодня было одето на Тане, Саше и так далее).
При чтении книг не забывайте рассматривать иллюстрации, они помогут ребёнку не только лучше понять прочитанное, но и дадут возможность закрепить знания о сенсорных эталонах.
Во время посещения магазина обратите внимание ребёнка на различные формы и цвета товаров и упаковок, при посещении почты рассмотрите конверты, марки, бандероли, определите вместе с ребёнком их форму.
Особо хочется остановиться на художественно – творческой деятельности ребёнка. Приобретите цветную бумагу, пластилин, наборы карандашей (не менее 12 цветов, фломастеров (не менее 12 цветов, красок (не менее 12 цветов) и вместе с ребёнком займитесь творчеством. Можете вместе с ним нарисовать то, что увидели во время прогулки (берёзка в золотом наряде, красивая машина, вырезать и наклеить овощи, как у бабушки в огороде, очень хорошо, если вы будете использовать разнообразные раскраски и вместе с ребёнком раскрашивать их. Во время таких занятий называйте сами и предложите ребёнку называть цвет, форму, величину изображаемого, цвет фломастера (краски, форму вырезанной детали. Конечно, возможности ребёнка данного возраста ограничены, потому здесь речь идёт о совместном творчестве Вас и вашего малыша (нарисовать дерево, предложить ему изобразить листочки; вы можете вырезать различные геометрические фигуры, а ребёнок ими украсит «коврик»).
Предложенные нами рекомендации просты, они не требуют какой-то специальной подготовки пособий, материала. Просто будьте с ребёнком, наблюдайте вместе с ним, рассказывайте ему, задавайте вопросы, вовлекайте его в совместную деятельность. Так, в процессе повседневной жизни, незаметно для себя, играючи ребёнок будет познавать окружающий мир, познавать свойства предметов и явлений.