Оксана Вахрушева
Консультация для родителей «Роль загадок в жизни ребенка дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему «Роль загадок в жизни ребенка дошкольника» .
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать, формирует познавательную активность.
Публикация «Консультация для родителей „Роль загадок в жизни ребенка дошкольника“» размещена в разделах
Загадки существуют практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют представления детей об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти представления приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря разнообразным эпитетам, прилагательным, которыми богаты загадки, ребенок учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных и удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Загадка помогает обогатить речь ребенка, активизирует словарь. Кроме того, формируются навыки коррекции речевых нарушений, развивается мотивация на устранение речевых дефектов. Загадки развивают у детей чувство юмора.
Загадки могут быть описательными, где ребенок просит отгадать какой-либо предмет по ряду описанных им признаков или действий, следовательно, развивается воображение и мышление. Например:
То петляет по тропинке?
Серая мелькает спинка,
Длинные мы видим ушки
За пригорком на опушке.
Попрыгун и убегайка,
Маленький, пушистый… (Зайка)
Загадку можно нарисовать или вылепить. Например:
«Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
Во время процесса лепки развивается мелкая моторика рук, что способствует укреплению нейронных связей малыша, речевой активности при планировании работы и его проговаривании. При этом у ребенка появляется устойчивый интерес к художественно-продуктивной деятельности. Дети с помощью взрослых могут придумывать и рисовать отгадки к ним, выполнять аппликации на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Что где растет?». Процесс изготовления аппликации будет более интересен для ребенка, чем простое отгадывание загадки.
Загадка «Стоит Антошка на одной ножке» (гриб) может вызвать массу идей изготовления этой отгадки. Можно использовать настольно-печатные игры «Времена года», «Угадай цветок», «Кому что нужно. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла, они вызывают интерес к миру явлений и вещей.
Предметность, конкретность, направленность загадок на детали жизни делают загадку отличным приемом воздействия на детский ум, ставят перед ребенком вопросы : что, откуда, из чего сделано? Загадки о предметах домашнего обихода указывают на характерное во внешнем виде предметов. Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)
Загадки о явлениях природы, о животных раскрывают привычные взаимосвязи, обращают внимание на повадки животного мира. Любая картина природы в загадках выразительна :
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают детям по-иному взглянуть на самые обыкновенные объекты природы.
Поднялись ворота - всему миру красота. (радуга)
Посреди поля серебряные зерна лежат. (росинки).
Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Значительная роль загадок в формировании поэтического слуха, ведь наряду с песенками и потешками загадки - первые образцы народного фольклора. Они развивают чувство рифмы, обогащают слух разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию поэтической основы произведений литературы. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Сами загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ.