ольга платицына
Консультация для родителей «Развивающая предметная среда дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Все семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, т. е. такую обстановку, в которой ребёнок более активно и быстрее познавал окружающий мир при небольшом косвенном руководстве взрослых?
Публикация «Консультация для родителей „Развивающая предметная среда дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В первую очередь надо организовать детское зеркало. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят своё собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе. На полочке рядом с зеркалом рекомендуется разложить расчёски и набор детской косметики, которая определяется полом ребёнка. В идеале данное зеркало помещается в прихожей, здесь же на обувной полке щётка и ложка для обуви. При наличии таких условий у ребёнка начнёт формироваться культура внешнего вида; качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.
Во – вторых, по возможности нужно организовать в квартире мини картинную галерею. Мы с вами, конечно, не профессионалы и не сможем в полной мере объяснить дошкольнику особенности пейзажных, к примеру, картин, композиционное построение, свет и тени, подбор красок и многое другое. Но очень важно приучить глаз ребёнка к живописи, графике, скульптуре малых форм.
В наш стремительный век, время рыночной экономики, время резких контрастов окружающей нас жизни как бы нам с вами не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты. Здесь рекомендуют использовать идею замечательного, выдающегося педагога Ш. А. Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом вашу коробочку с наличием мелких предметов : камешков, ракушек. За каждое сделанное ребёнком доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги подводятся в последний день недели. Добрых дел дошкольник может совершить множество. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать.
Ребёнок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. И почти всегда получает замечание от взрослых. Но это неправильно, надо это явление всячески поддерживать. Проще и полезнее создать детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке нужные для исследования предметы : магниты, увеличительные стёкла, уже неработающие телефоны, микрофоны, бинокли, микровесы, диктофоны, калькуляторы и многое другое, но постепенно вводить новые предметы.
В зависимости от пола ребёнка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.
Хотим ли мы умного ребёнка – на этот вопрос все ответят положительно. Всё ли мы для этого делаем и в состоянии ли это делать, учитывая нашу занятость работой или домашним хозяйством? И если речь идёт об уме ребёнка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Сейчас всё больше появляется книжек, живых букварей, рабочих тетрадей по математике, природе, где имеют место развивающие картинки – задания.
Можно было бы опустить разговор о книгах в вашем доме, если бы мы с вами в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге. Существуют мощные соперники книг – телевизоры, аудио и видеомагнитофоны, компьютеры. Сейчас сильным потоком на наш экран хлынули «зарубежные мультики». Детям они очень нравятся. В связи с этим мы советуем весьма внимательно отнестись к подбору книг дома. До 3х – 4х лет детей должны окружать книжки – картинки типа раскладушек, с преобладанием иллюстраций и короткого текста. После 3х лет в поле зрения ребёнка должно находиться 3 – 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Хорошо бы через 2 – 3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной книжке, причём с сюрпризом или поощрением. Большое количество книжек не воспитывает нужных качеств, ребёнок теряется в них, не понимает, что их надо беречь и складывать на место.
Для того, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, для того, чтобы ребёнок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей ленточки жизни, очень важно найти скромное, но достаточное место семейным фотографиям. Ведь главное для него в этом вопросе – как его родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей родословной.
А теперь поговорим о музыке. Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Из всех искусств, особенно музыка развивает правое полушарие мозга, т. е. образное мышление. Дети, обучающиеся музыке, быстрее осваивают иностранные языки, память у них лучше и запоминают они больше.
Наверное, многие из родителей, услышав эти советы, скажут: где же найти место для всех этих уголков? На что я хочу сразу же ответить: «Было бы желание – место найдётся и в маленькой квартире! Не верите? Проверьте!»