Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Давыдова Елена
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст - это период интенсивного развития организма, это период, когда у ребёнка происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Что больше всего любят делать дети? Правильно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной. В игре ребёнок воссоздаёт модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Ранний возраст считается периодом зарождения сюжетно-ролевой игры.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Основная задача родителей на данном возрастном этапе - это совместная игровая деятельность с ребёнком, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Родители – первые наставники своего ребёнка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития своего ребёнка.

Но часто родители не знают, как заниматься с детьми, на что обратить особое внимание, что использовать для занятий. Им говорят: «Играйте!» Ответы могут быть следующими: «Нет времени, нет средств на приобретение довольно дорогих игр, не знаем, как это делать». И на помощь приходит фантазия. Она показывает, что для игры с ребёнком раннего возраста не надо много времени и средств, а необходимо лишь желание взрослых.

1. Игровые приёмы на понимание речи и накопление пассивного словаря ребёнка.

Упражнение «Делаем зарядку!»

Взрослый выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:

Давай делать зарядку! Я буду показывать, а ты повторяй за мной!

Руки вверх!

Руки в стороны!

Теперь походим – топ-топ-топ!

Руки вперёд!

Похлопаем в ладошки!

Руки на пояс!

Присели!

Стоим!

Попрыгаем – прыг-скок!

А теперь давай меняться – ты показывай, а я буду повторять.

- Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.

Упражнение «Части тела»

Нос, рот, голова,

Уши, щёки, лоб, глаза,

(просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)

Плечи, плечи, шея, грудь

(хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)

Не забыть чего-нибудь

(разводим руки в стороны)

Руки-руки — хлоп-хлоп,

(хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)

Ноги-ноги — топ-топ,

(так же ножками в лежачем или сидячем положении)

Вправо – раз, влево - два,

(повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел)

Это — нет, а это — да.

(жесты головой «нет» и «да»)

2. Игровые приёмы на развитие общей моторики.

Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют их речевое развитие. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в речевом развитии.

Игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька»

«Мишка косолапый»

Давай поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стихотворение, а ты повторяй за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идёт.

(ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поёт.

(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!

(легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ!

(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

Игру усложняем – ребенок самостоятельно выполняет движения под чтение стихотворения.

3. Звукоподражание, как средство вызывания речевой деятельности у ребёнка.

Такие игры построены на словах и действиях играющих, служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

- А-а-а (плач ребёнка, девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб, удивление).

- У-у-у (гудит поезд, паровоз).

-Ы-ы-ы (медвежонок рычит).

Звуки произносятся на выдохе.

1. Мальчик играет на дудочке: 3. Девочка звонит в колокольчик:

Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!

Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?

2. Мальчик играет на барабане: 4. Папа стучит молотком:

Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!

Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?

5. Дать ребёнку поиграть на дудочке, позвонить в колокольчик, постучать молоточком.

4. Дыхательная гимнастика для самых маленьких.

«Кораблики»

Оборудование: таз с водой, пустые контейнеры от киндер-игрушек.

Предложить ребенку представить, что вода – это море, а пустое яичко – кораблик, которому необходимо доплыть до берега. «Давай подуем сильно - сильно на кораблик, чтобы тот доплыл до берега!» Можно устроить соревнование, чей кораблик самый быстрый.

«Сдуй ватку»

Оборудование: ладошка ребёнка, небольшой комочек из ваты.

Положить ребёнку ватку на его ладонь. Предложить малышу подуть на ватку, чтобы она слетела с ладони.

5. Пальчиковые игры для развитие мелкой моторики рук.

«Этот пальчик – бабушка», «Сорока-сорока»

«На работу»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом.

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

Заключительная часть

- Общайтесь со своим малышом: разговаривайте, читайте и пересказывайте любимые сказки, учите стишки и потешки, давайте малышу возможность высказывать свои мысли, не перебивая и не договаривая за него. Это даёт двойной эффект. Во – первых, эмоциональное общение, во – вторых, развитие речи. Через общение ребёнок будет усваивать простейшие обороты речи и пополнять словарный запас. Не отмахивайтесь от вопросов маленьких почемучек. На просьбы ребёнка поиграть вместе – не ищите поводов не делать этого. Помните, что время, проведенное со своими детьми – бесценно как для родителей, так и для самых важных людей в жизни – наших детей!

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» ФОТООТЧЕТ Тема: «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пескова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
Опубликовано: 16 января 2025 в 12:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Давыдова Елена (УИ 2178453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД