Давыдова Елена
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - это период интенсивного развития организма, это период, когда у ребёнка происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Что больше всего любят делать дети? Правильно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной. В игре ребёнок воссоздаёт модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Ранний возраст считается периодом зарождения сюжетно-ролевой игры.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Основная задача родителей на данном возрастном этапе - это совместная игровая деятельность с ребёнком, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Родители – первые наставники своего ребёнка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития своего ребёнка.
Но часто родители не знают, как заниматься с детьми, на что обратить особое внимание, что использовать для занятий. Им говорят: «Играйте!» Ответы могут быть следующими: «Нет времени, нет средств на приобретение довольно дорогих игр, не знаем, как это делать». И на помощь приходит фантазия. Она показывает, что для игры с ребёнком раннего возраста не надо много времени и средств, а необходимо лишь желание взрослых.
1. Игровые приёмы на понимание речи и накопление пассивного словаря ребёнка.
Упражнение «Делаем зарядку!»
Взрослый выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:
Давай делать зарядку! Я буду показывать, а ты повторяй за мной!
Руки вверх!
Руки в стороны!
Теперь походим – топ-топ-топ!
Руки вперёд!
Похлопаем в ладошки!
Руки на пояс!
Присели!
Стоим!
Попрыгаем – прыг-скок!
А теперь давай меняться – ты показывай, а я буду повторять.
- Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.
Упражнение «Части тела»
Нос, рот, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
(просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)
Плечи, плечи, шея, грудь
(хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)
Не забыть чего-нибудь
(разводим руки в стороны)
Руки-руки — хлоп-хлоп,
(хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)
Ноги-ноги — топ-топ,
(так же ножками в лежачем или сидячем положении)
Вправо – раз, влево - два,
(повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел)
Это — нет, а это — да.
(жесты головой «нет» и «да»)
2. Игровые приёмы на развитие общей моторики.
Подвижные игры с речевым сопровождением
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют их речевое развитие. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в речевом развитии.
Игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька»
«Мишка косолапый»
Давай поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стихотворение, а ты повторяй за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идёт.
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поёт.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).
Игру усложняем – ребенок самостоятельно выполняет движения под чтение стихотворения.
3. Звукоподражание, как средство вызывания речевой деятельности у ребёнка.
Такие игры построены на словах и действиях играющих, служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребёнка, девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб, удивление).
- У-у-у (гудит поезд, паровоз).
-Ы-ы-ы (медвежонок рычит).
Звуки произносятся на выдохе.
1. Мальчик играет на дудочке: 3. Девочка звонит в колокольчик:
Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!
Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
2. Мальчик играет на барабане: 4. Папа стучит молотком:
Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!
Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
5. Дать ребёнку поиграть на дудочке, позвонить в колокольчик, постучать молоточком.
4. Дыхательная гимнастика для самых маленьких.
«Кораблики»
Оборудование: таз с водой, пустые контейнеры от киндер-игрушек.
Предложить ребенку представить, что вода – это море, а пустое яичко – кораблик, которому необходимо доплыть до берега. «Давай подуем сильно - сильно на кораблик, чтобы тот доплыл до берега!» Можно устроить соревнование, чей кораблик самый быстрый.
«Сдуй ватку»
Оборудование: ладошка ребёнка, небольшой комочек из ваты.
Положить ребёнку ватку на его ладонь. Предложить малышу подуть на ватку, чтобы она слетела с ладони.
5. Пальчиковые игры для развитие мелкой моторики рук.
«Этот пальчик – бабушка», «Сорока-сорока»
«На работу»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один.
Указательный - за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
«Ладошки»
Цель: развивать моторику рук.
Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом.
Ладошки вверх
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
Заключительная часть
- Общайтесь со своим малышом: разговаривайте, читайте и пересказывайте любимые сказки, учите стишки и потешки, давайте малышу возможность высказывать свои мысли, не перебивая и не договаривая за него. Это даёт двойной эффект. Во – первых, эмоциональное общение, во – вторых, развитие речи. Через общение ребёнок будет усваивать простейшие обороты речи и пополнять словарный запас. Не отмахивайтесь от вопросов маленьких почемучек. На просьбы ребёнка поиграть вместе – не ищите поводов не делать этого. Помните, что время, проведенное со своими детьми – бесценно как для родителей, так и для самых важных людей в жизни – наших детей!