Юлия Туркина
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний родителей по подготовке детей к школе
Ход:
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о подготовке наших детей к школе. Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает подготовка к школе?
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к школе“» размещена в разделах
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на общую и специальную готовность. Сегодня мы поговорим об общей готовности, которая включает физиологический, психологический аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе :
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения). Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе :
Психологический аспект готовности включает в себя два компонента: интеллектуальная готовность, личностная.
Личностная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Интеллектуальная готовность к школе :
• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний.
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.
3) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
4) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
5) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
6) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, дату своего рождения, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики
Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом.
Пальчиковая гимнастика позволяет развивать не только мелкую моторику и внимание, но и произвольность поведения, за счет стремления четко и правильно выполнить все упражнения. Гимнастику необходимо проводить каждый день до, и после выполнения других упражнений.
1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторять массаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
2. Волны. Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук.
3. Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
4. Колокольчики. Ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.
5. Музыка. Ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано.
6. Круги. Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук.
7. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки.
8. Тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
1. «Да и нет не говорите, черный с белым не носите».
2. Загадки.
3. «Найди отличия».
4. «Найди два одинаковых предмета».
5. «Где что было».
6. «Назови, что ты видишь».
Игры и упражнения для развития памяти:
1. «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
2. «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
3. «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т. д.
4. «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утором.
5. «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой – либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
6. «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешочке.
7. «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
8. «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать их.
9. «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Игры и упражнения для развития мышления:
1. «Последовательность событий».
2. «Закончи слово».
3. «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигурку».
4. «Творческий подход».
5. «Антонимы».
6. «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
7. Загадки.
Предлагаю вашему вниманию памятку «Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?», которая лежит у вас на столах. Она поможет вам не забыть о сегодняшней встрече и освежить новые знания.
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику, но при этом необходимо учитывать следующие правила:
1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
2. Обучение требует систематичности: 10 -15 минут каждый день дадут больший, результат, чем час-два в выходные дни.
3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знайте и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так, то было бы еще лучше».
5. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время прогулки, по дороге в детский сад, в машине (На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц).
6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие.
Но самое главное то, что при подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.