Уразовская Варвара
Консультация для родителей «Матрёшка в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему: «Матрёшка в жизни ребёнка»
КАКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТ ИГРЫ С МАТРЕШКАМИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ?
Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?
• Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
Публикация «Консультация для родителей „Матрёшка в жизни ребёнка“» размещена в разделах
• Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру, развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
• Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать, учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
• Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.
Матрешка – особая игрушка, ведь она изображает человека. Поэтому можно большую матрешку называть матрешкой — «мамой», а маленькие – матрешками – «дочками». Есть даже специальные матрешки, изображающие семью – дедушку, бабушку, маму, папу и их деток. С матрешками можно разыграть любой сюжет – матрешки принимают гостей, матрешки гуляют, матрешки танцуют, матрешки поехали на машине в магазин и любые другие бытовые сценки.
Покупая матрешку, проверьте чтобы все детали игрушки можно было достаточно легко снять и надеть (бывает, что верхняя часть матрешки слишком «туго» надевается на ее нижнюю часть, что вызовет затруднения у малыша). Можно купить многоместную матрешку, но не давать ребенку все ее детали сразу.
Примерно в 1 год 2 месяца — полтора года можно начать учить ребенка самостоятельно собирать двухместную матрешку, отличать понятия «большая» и «маленькая», «поменьше», «побольше».
Примерно в 1 год 9 месяцев – 2 года малыш уже может самостоятельно действовать с двухместной матрешкой и осваивает трехместную игрушку-матрешку, а затем четырех-пятиместную.
ПРИМЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИГР С МАТРЕШКАМИ – УМЕНИЕ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ВЕЛИЧИНЕ:
Что может ребенок сделать сам, занимаясь с матрешками? Какая матрешка соответствует его уровню развития? Как отобрать из многоместной матрешки нужные детали для игры ребенка, чтобы он сам мог сделать задание? Это во-многом зависит от возраста малыша и его умений.
1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.
С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются, и закрываются).
С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъёмная.
С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.
С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.
С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).
ОБЫГРАТЬ ИГРУШКУ-МАТРЕШКУ ВАМ ПОМОГУТ СТИШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ:
При обыгрывании матрешке используются небольшие песенки, а также стишки со слогами, которые уже может повторить ребенок, договаривая их за взрослым.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки!
Мы матрешки – все мы крошки, У нас чистые ладошки.
Посмотри, посмотри – на ладошки посмотри!
Мы матрешки, все мы крошки – у нас новые сапожки,
Посмотри, посмотри – на сапожки посмотри!
Мы матрешки, все мы крошки – вот как пляшут наши ножки.
Посмотри, посмотри – ты на ножки посмотри!
Мы матрешки, все мы крошки, ох, устали наши ножки,
Отдохни, отдохни, посиди, отдохни.
Мы матрешки, все мы крошки, снова пляшут наши ножки,
Посмотри, посмотри, ты на ножки посмотри.
Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки
Топ-топ-топ. Топ-топ-топ.
И домой спешили
Маленькие ножки
Дома танцевали
Маленькие ножки
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ой, как танцевали
Маленькие ножки.
На машине ехали –
До (название игрушки) лошадки доехали.
Би-би-би! Би-би-би!
На машине ехали –
До мамы доехали
Би-би-би! Би-би-би!
На поезде поехали
До папы доехали
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!
На поезде поехали
До мячика доехали
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАТРЕШКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:
ИГРА 1. МАТРЕШКА ПОТЕРЯЛАСЬ.
Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.
Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.
ИГРА 2. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.
ИГРА 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ (ЗНАКОМИМСЯ С ВЕЛИЧИНОЙ ПРЕДМЕТОВ) — КРОВАТКИ ДЛЯ МАТРЕШЕК.
Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.
ИГРА 4. МАТРЕШКИ ПЕРЕПУТАЛИСЬ.
Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.
ИГРА 5. ОТГАДАЙ, ЧТО ВНУТРИ – РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ.
Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.
Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание — взять для игры 8 матрешек.