Римма Салимзянова
Консультация для родителей «Я понимаю своего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Я понимаю своего ребенка»
Добрый день, уважаемые родители! Я хочу сегодня с вами провести консультацию на тему : "Я понимаю своего ребенка".
1 слайд: Приходит время, когда каждый из живущих на земле, задает себе вопросы о том, для чего он пришел на землю? И что останется после того, как он уйдет из этого мира?
Великая Цель в жизни человека — это сама Жизнь, а что бы жизнь продолжалась – нужны продолжатели жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Я понимаю своего ребенка“» размещена в разделах
Частичка мироздания и плод любви родителей – человек, появляется в мире благодаря любви и для нее. Ради Любви совершаются великие подвиги и великие дела. Любовь — это самая великая сила во Вселенной.
2 слайд: По преданиям наших Предков, одна из основных задач человека – это продолжение Рода. И не просто продолжение, а так, как это считали раньше - кругами – малый круг 9 детей, большой круг 16 детей. Первый ребенок посвящался Роду – первородный, двое за родителей, двое за посаженных родителей, четверо за бабушек и дедушек.
Как бы это не звучало парадоксально, но ещё каких-то сто лет назад в царской России среднее количество в 9 детей на семью было обыденной нормой. И речь идёт о рождённых здоровых и продливших жизнь людях.
Наши Предки всё старались делать осознанно. И особенно это касалось рождения детей. Только большая семья позволяет жить гармонично, мирно, учит не давать воли раздражению и помогать друг другу. С каждым новым малышом огонек домашнего счастья разгорается все ярче и ярче.
Одна из Заповедей Предков гласит: «Кто Любовь расточает, тот ее потеряет, а кто Любовь излучает, тот ее умножает» Когда родители вкладывают, излучают свою Любовь на ребенка, он в ответ возвращает им еще больше Любви. И тем самым, сила Рода в них растет и приумножается.
Что же касается усталости, ведь дети требуют моральных и физических сил – и с этим не поспоришь, в то же время, взамен ушедших сил матушка Природа через некоторое время всегда даёт новые силы. Эти силы способны «заряжать» родителей новой энергией. Иногда многодетные семьи просто поражают своей способностью воссоздавать новые жизненные силы.
3 слайд: Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания.
Поэтому родителям важно владеть необходимыми знаниями, что бы гармонично развивать личность ребенка.
4 слайд: Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе.
Первое с чего хочу начать – это познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешным. Принцип – этот безусловное принятие. Как вы думаете, что он означает?
5 слайд: Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к своему ребенку : «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока ты не начнешь хорошо себя вести, учиться и т. п.».
Если приглядится, то в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят только если…
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепиться в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
6 слайд: Учеными доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности к другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Мне хорошо, когда мы вместе» и т. д.
Конечно, ребенку нужны знаки безусловного принятия, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении.
Из всего этого – может поступить вопрос: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?». Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.
Что могут чувствовать дети, когда видят, что их не слушают?
- по каким признакам человек замечает, что его не слушают и по каким слушают?
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать.
Что же значит активно слушать ребенка? Начну с ситуации:
- Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее пятилетний ребенок в слезах : «Он отнял мою машинку!».
7 слайд: Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, когда с ним обошлись грубо и не справедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании, «слышите» его.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Вернусь к примеру, и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка :
СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА: (примерные ответы участников) Ты очень огорчен и рассержен на него.
Сразу замечу: скорее всего, такой ответ покажется вам непривычным и даже неестественным. Гораздо легче и привычнее было бы сказать так:
- Ну, ничего, поиграет и отдаст.
8 слайд: При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание не важно, оно не принимается в расчет.
Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее.
Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившимся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.
Хочу снова отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть не просто. Однако это способ быстро завоюет ваши симпатия, как только вы увидите результаты, которые он дает.
В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми бывает, запрещаем то слушать, видеть, трогать, прыгать.
9 слайд: Теперь предлагаю вам поиграть в игру «Запрет».
Игровое упражнение «Запрет».
Представьте, что вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т. д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой, запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки, запрещаю смотреть на вещи, которые, по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза, слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши, не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот).
10 слайд: Посмотрите на ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…
Но при этом он будет ещё и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то качества от обоих родителей, иногда – не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? теперь ему надо помогать!
Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!
11 слайд: Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идет по примеру копирования. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребенка.
Именно с семьи начинается и приобщение культуре, ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения, мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями, а еще и той семейной жизнью, которая складывается.
12 слайд: Берегите свои семьи, любите своих детей, воспитывайте сердцем, полным любви уважения к новому человеку!