анна гришина
Консультация для родителей на тему «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Формирование образной речи имеет большое значение для развития связной речи. Это является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Малые фольклорные жанры лучше всего обогащают образную сторону речи у ребят дошкольного возраста. Среди них загадка занимает особое место.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Использование загадок как средство формирования выразительности речи“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов. Они развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.
Для отгадывания загадок ребёнку нужно всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
При работе с загадками - сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, сравнивают их и обобщают. Например:
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака)
Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Тематика загадок может быть : о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. такие загадки для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Для ребят старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Например:
Держусь я только на ходу, а если встану упаду. (Велосипед)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед)
В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход суждения, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.) Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений.
Изобразительно-выразительные средства загадок богаты и разнообразны:
- употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов) ;
- сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена;
- многозначность слова;
- применяются эпитеты и сравнения.
В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства.
Условия отгадывания:
- системность в наблюдении (за листьями, за ягодами) ;
- понимание содержания загадки;
- обучение объяснению и доказательству отгадки;
- проведение опыта (например, снег) ;
- дидактические игры («Кому что нужно», «Что для чего нужно», «Что из чего сделано») ;
- непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет) .
Приемы отгадывания:
- выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта, т. е. проведение анализа;
- сопоставление и объединение эти признаков, с целью выявления возможных между ними связей, т. е. проведение синтеза;
- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей формулирование вывода (умозаключение, т. е. отгадывание загадки).
В своей работе воспитатель может предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия. Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Главная особенность загадки – она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит, ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию.