Замятина Ольга
Консультация для родителей «Игры и задания для развития пространственной ориентации на листе бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Недостаточно сформированная пространственная ориентировки является
одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации
ребенка дошкольного возраста, снижение его мобильности и контакта с
окружающим миром, а так же вызывающих затруднения при овладении детьми
школьными навыками. Дошкольный возврат - время интенсивного развития
пространственных представлений. Дети с ранних лет сталкиваются с
необходимостью ориентироваться в пространстве. В старшем дошкольном
возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие
Публикация «Консультация для родителей „Игры и задания для развития пространственной ориентации на листе бумаги“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу.
Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не
знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять
детей. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре,
слева, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по
боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний
угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний,
предложить детям следующие игры и задания.
1. На листе бумаги нарисуйте в три ряда разные геометрические фигуры
(можно заменить простыми картинками). В каждом ряду их должно быть по
три. В итоге должно получиться три ряда и три столбца. Играя с ребенком, вы
объясняете, где нижний, средний и верхний ряды. Также показываете правый
средний и левый столбцы. А дальше задаете вопрос ребенку, например, какая
фигура находится в правом столбце верхнего ряда. Затем можно изменить
инструкцию и спросить в каком ряду и столбце находится квадрат и т. д.
2. Графические диктанты.
а) в тетради с крупной клеткой ребенок рисует начало узора под вашу
диктовку, а затем продолжает самостоятельно. Инструкция (примерная) : Одна
клеточка вверх, две клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо.
Дальше продолжи узор самостоятельно. Каждый раз следующий узор немного
усложняется.
б) диктовка направлений идет до конца и в итоге получается не просто
узор, а предметный рисунок.
Пример инструкции простого рисунка «Собачка». От начальной точки 2
клетки вниз, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2
клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1
клетка вниз, 2 клетки вправо, 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2
клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1
клетка вниз, 1 клетка влево.
3. Возьмите лист бумаги и каждую сторону обозначьте цветом: верхняя –
красный цвет, нижняя – синий цвет, правая – желтый цвет, левая – зеленый
цвет. Углы обозначаются соответственно образованием двух углов.
Возьмите маленькие фигурки сказочных героев (или из киндерсюрприза, поставьте на середину листа и скажите ребенку «Сейчас Колобок
(назовите первого) отправится в гости к Верхней стороне. Каким цветом она
обозначена? (красным)». Таким образом остальные герои ходят по другим
сторонам. После верните всех героев на начальное место и через небольшой
промежуток времени попросите ребенка вспомнить кто, где был?
Далее инструкцию усложняем: «На следующее утро наши герои пошли в
гости к разным уголкам. Колобок пошел в гости в правый верхний угол. Какого
он цвета? (красно-желтый)» и т. д. В конце также попросите ребенка вспомнить
кто, где был?
4. Расчертите лист бумаги так, чтобы получилось 9 квадратных клеток
(три ряда и три столбца). Каждую клетку раскрасьте цветом, так чтобы цвета не
повторялись. Инструкция: «Поставь пальчик на синий квадрат и следуй куда
скажу: одна клетка вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз. На каком
квадратике ты остановился? Правильно, на красном». Дальше следуете от того,
на котором остановились. В следующий раз усложняете: ребенок без помощи
рук, следит только глазами. На третьем занятии еще более усложняете: в этот
раз ребенок, имея перед глазами таблицу, во время прослушивания инструкции
следует по клеткам с закрытыми глазами, мысленно представляя ход. По
окончании инструкции малыш открывает глаза и называет клетку, на которой
остановился.