Гульназ Карпеня
Консультация для родителей «Гимнастика мозга» или кинезиологические упражнения для активизации мозговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Гимнастика мозга» или кинезиологические упражнения для активизации мозговой деятельности
Цель занятия:
- познакомить родителей с конкретными упражнениями «Гимнастики мозга» и научить их самостоятельно использовать эти упражнения для улучшения обучения детей, повышения работоспособности и стрессоустойчивости в разных обстоятельствах.
Задачи:
1) формирование навыков успешного поведения;
Публикация «Консультация для родителей „Гимнастика мозга“ или кинезиологические упражнения для активизации мозговой деятельности» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
2) обучение способам создания оптимального физического состояния для поддержания высокого уровня работоспособности в течение всего дня;
3) уменьшение негативных последствий воздействий учебной и рабочей нагрузки и различных стресс-факторов.
Чтобы дети лучше учились, им необходимо больше двигаться. Доказано, что разговорные навыки завязаны на мелкой моторике пальцев: если человеку связать пальцы, он обучаться будет в десятки раз медленнее. Кроме того, современные методики обучения говорят о том, что новую информацию легче понять и запомнить, воздействуя на разные каналы восприятия: картинка, звук, тактильные ощущения, вкус, осязание и движение.
Образовательная кинезиология дает человеку возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самими сложными интеллектуальными действиями. Оказалось, что упражнения работают не только для детей, но и для людей разных возрастов и занятий. Отцами образовательной кинезиологии являются Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Ими создана программа «Гимнастика Мозга», которая с помощью естественных физических движений тела активизирует природные механизмы мозга. Техники "Гимнастики Мозга" способствует развитию гибкости мышления за счёт гармоничной работы обоих полушарий вне зависимости от стрес-совых факторов, взаимодействия логики и интуиции, интеллекта и твор-ческого мышления. Упражнения направлены на улучшение внимания, на развитие навыков коммуникации, письма. После выполнения упражнений дети становятся внимательнее, спокойнее, в целом улучшается их успева-емость. Упражнения, предлагаемые этой программой, могут практиковать как дети, так и их родители.
В качестве примера простоты и эффективности комплекса приведём одно из упражнений – «Перекрестные шаги».
Обратите внимание на своё состояние до выполнения упражнения, ощущения в теле, цвета вокруг, ясность в голове. Конечно же, выполнять это упражнение лучше физически, но если именно сейчас обстановка вокруг не позволяет Вам выполнить его реально, попробуйте проделать это упражнение мысленно, часть его реального эффекта – вы всё равно получите.
Это упражнение достаточно лёгкое, а эффект от него – значительный.
Один из секретов этого упражнения – в интеграции правого и левого полушария головного мозга, а значит, включается логический (левое полушарие) и образный, интуитивный (правое полушарие) способ мышления. А как говорят: один ум хорошо, а два – лучше).
Техника выполнения упражнения :
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины.
Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга.
Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота.
Повторите это упражнение от 4 до 8 раз.
А теперь, после выполнения упражнения, обратите внимание на своё состояние, ощущения в теле, цвета вокруг, ощущения в голове.
Какие изменения по сравнению с Вашим состоянием до выполнения упражнения Вы обнаружили?
Позвольте себе почувствовать, отметить эти изменения, даже если Вы выполняли «Перекрёстные шаги» мысленно.
Конечно же, «Перекрёстные шаги» – это только одно из упражнений Brain Gym – «Гимнастики Мозга» (второго названия образовательной кинезиологии).
И максимально эффективно оно действует в комплексе при ежедневном выполнении.
Много ли это занимает времени? Для выполнения базовых упражнений достаточно всего лишь 5-6 минут.
Техники Образовательной кинезиологии позволяют :
• улучшить концентрацию внимания, память
• снять стресс, нервное напряжение
• проработать внутренние трудности и препятствия
• эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности
• оптимизировать собственные резервы человека
• повысить энергию тела
Данная методика может быть использована родителями, педагогами и людьми, активно работающими с детьми индивидуально или в группах, в целях более полного раскрытия их потенциальных возможностей.
Полезна она и для взрослых.
В чём секрет эффективности этой гимнастики? Ответ уже есть в самом названии Brain Gym – «Гимнастика Мозга».
Упражнения «Гимнастики мозга» дают возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении; задействовать, создать и активизировать новые нейронные связи, повысить эффективность мышления – и потому, увеличить способность мозга к запоминанию. И как следствие – естественным способом повысить подготовку ребёнка к школе. Легко, весело, превращая упражнения комплекса в игру.
Эта методика более 30 лет активно применяется в Западной Европе; рекомендована и практикуется в европейских дошкольных и школьных учебных заведениях. Сегодня она становится популярной и в России.
УПРАЖНЕНИЯ :
1. «Кнопки мозга».
Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.
И. п. : стоя: одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.
2.«Крюки».
Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информа-цию. Активизируют работу интеллект-тело. Упражнение используется во время стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание.
И. п. : можно выполнять стоя, сидя, лёжа. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Вытянуть руки вперёд, скрестив ладони друг к другу и сцепив пальцы в замок. Вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Повторить 8-10 раз.
3. «Колено – локоть» или «Перекрестный марш».
Упр. активизирует зону обоих полушарий, образует большое количество дополнительных нервных путей (комиссур, обеспечивает причинно – обусловленный уровень мышления, предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой части тела.
И. п. : стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене. Локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем - правой ногой и левой рукой. Повторить 8-10 раз. Нога и рука встречаются на середине тела, так чтобы работали косые мышцы живота. Варианты этого упражнения : можно делать таким образом пятки.
4.«Ухо—нос».
При проведении таких упражнений улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий, улучшается запоминание, повышается устойчивость внимания.
И. п. стоя, сидя: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Прежде чем показать это упражнение детям вы должны сами научиться его делать. Сначала в медленном темпе, затем темп увеличиваем.
5. «Паровозик». Упражнение выполняется при длительной работе за столом и компьютером.
Правую руку положить на левую ключицу, одновременно делая 10—12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.
6. «Сгибание стопы».
Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли. Активизируются творческие способности.
И. п. : сидя. Положить лодыжку на другое колено. Найти руками напряжённые места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибать и разгибать стопу. Повторить тоже для другой ноги.
7. «Слон».
Упр. балансирует всю систему «интеллект-тело», стимулирует и восстанав-ливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляет наружные глазные мышцы, снимает напряжение после работы на компью-тере, снимает напряжение и боль в спине.
И. п. : стоя в расслабленной позе, колени слегка присогнуты. Наклонить голову к плечу. От этого плеча вытянуть руку вперёд, как хобот. Рука рисует «ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упр. Выполняется от 3 до 5 раз каждой рукой.
8. «Энергетическая зевота».
Снимает напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится чётче
И. п. : сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5-8 раз.
9. «Думающая шляпа».
На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упр. помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.
И. п. стоя или сидя. Мягко расправить и растянуть одноимённой рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.
10.«Лезгинка».
Упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы чтения и письма.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук. Добиваться высокой скорости смены положений.
11. «Кулак – ребро – ладонь».
Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы чтения и письма.
И. п. : сидя, руки лежат на плоскости стола. Три положения руки сменяют последовательно друг друга: 1- сжатая в кулак ладонь; 2 - положение ладони ребром на плоскости стола; 3 – распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя вместе.
12. Упражнение с тесьмой.
Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы чтения и письма.
Сядьте за стол, возьмите по 2 тесьмы, расправьте и попытайтесь скрутить тесьму одновременно двумя руками. Вариант этого упражнения : Скручиваем тесьму поочередно руками, правой, левой.
13. «Зеркальное рисование».
Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
На доске или чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу, одновре- менно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
Продолжительность занятий от 5-10 минут до 20-35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45-60 дней.