Слепых Татьяна Александровна
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в стихах»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ребёнок научился правильно произносить «трудный звук», сначала необходимо разучить с ним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика представляет собой определённый комплекс упражнений для губ и языка. Её цель – укрепить мышцы и улучшить подвижность артикуляционных органов. Работая с ребенком над тем или иным звуком, можно сделать это играя. Вместо того чтобы заставлять ребёнка многократно повторять одни и те же упражнения, можно использовать игры со стихами, которые помогут дольше удерживать его внимание.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика в стихах“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Заниматься артикуляционной гимнастикой надо следующим образом:
посадите ребёнка на стул перед зеркалом (лучше если оно будет большим, сядьте рядом так, чтобы вы могли видеть и себя, и малыша. Следите за осанкой: спина должна быть прямая.
начинайте с самых простых упражнений, читая стихотворение, чтобы заинтересовать ребёнка и привлечь его внимание.
гимнастику необходимо делать каждый день: сначала по 5-7 мин, затем время можно увеличить до 15 мин.
начинать надо с 2-3 упражнений, добиваясь их чёткого выполнения, и только тогда разучивать следующие.
движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться без лишнего напряжения и вялости.
После того как ребёнок научится правильно выполнять гимнастику для языка, специалисту будет легче заниматься постановкой звуков, а возможно они появятся и сами.
«Улыбочка»
Растяни в улыбке губы
И пропой тихонько: «И-и-и».
Зубки все у нас видны
Сверху, снизу, посмотри!
Описание: растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Удерживать положение под счет до 10.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4–6 раз.
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
«Надуваем шарики»
Шарик красный (синий, жёлтый)
надувай,
Воздух тихо выпускай.
Описание: губы плотно сжаты, надуть щёки и удерживать воздух под счёт до 10. Воздух выпускать через губы медленно и плавно.
«Варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок,
Я копытцем постучу (цок, цок,
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»
сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них.
Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны
"почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
«Заборчик»
Широка Нева – река.
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
от краёв и до десны.
Описание: улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Грибок»
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5–10 секунд.
«Мостик»
Чтобы мостик получился,
Язычок наш изловчился,
Кончик спрятал за зубами,
По нему поедут сани.
Описание: улыбнуться, открыть рот. Широкий язык выгнуть «мостиком», кончик поставить за нижними зубами. Если ребёнок не может выполнить задание, попросите его произнести «и-и-и»
«Орешки»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
«Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь, а потом вниз.
Описание: улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
«Лесенка»
Раз ступенька -
язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька -
язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька - язык прыгает за зубки.
Описание: улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3–5 секунд.
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
Описание: улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и
закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Описание: открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его - и вот:
«Ы» - так гудит пароход.
Описание: слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).
«Маляр»
Язык - как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое
нёбо («потолок», двигаясь то зубов до горлышка.
«Бульдог»
За верхнюю (нижнюю) губку заложен язык -
Бульдог уступать никому не привык.
Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
«Печём блинчики»
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та. Медленно двигаем язык вперед - назад.
«Заводим мотор»
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын – дын – дын» гудит мотор.
Описание: Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно ускоряя темп.
«Чашечка»
Блинчик на губе лежал,
Вдруг поднялся, не дрожал.
Поднимал наверх края -
Это «чашечка» моя!
Описание: выполнить упражнение «Блинчик». Из этого положения поднять язык вверх, загибая боковые края, чтобы получилась форма чашки.