Надежда Гусельникова
Консультация для родителей «Мелкая моторика, почему важно ее развивать»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика, почему важно ее развивать
В современном обществе, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкивается с рядом трудностей Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Публикация «Консультация для родителей „Мелкая моторика, почему важно ее развивать“» размещена в разделах
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить". Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. 1. В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.
Примерный перечень материалов:
• Природный материал (горох, фасоль, каштаны, песок и. т. д).
• Бытовые материалы (веревки, прищепки, шнурки, пуговицы, липучки).
• Дидактические игры и материалы (объемные и плоскостные пазлы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы).
• Кусочки меха, шелка, наждачная и бархатная бумага.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелки, формочки для льда).
• Выпуклые буквы, цифры, различные по форме мелкие предметы.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия с дошкольниками эмоционально насыщенными. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок, но умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, всевозможные пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.