Наталья Плешко
Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку»
Ни родители, ни воспитатель как правило, не понимают состояния медлительного ребенка. И продолжают ругать, упрекать в лени - не обращая внимания на страдания ребенка. Постепенно растет утомляемость, появляются
головные боли, нарушается сон. Заканчивается все тем, что уже нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение.
А ведь поначалу это не больные дети, просто таковы особенности их нервной системы. Отсюда медленная речь, оттого они дольше других включаются в работу, труднее переходят с одного вида деятельности к другому.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь медлительному ребенку“» размещена в разделах
Родители часто спрашивают : пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье.
Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным, но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.
Это необходимо учитывать и когда ребенок выполняет задание, и когда, проявляя родительское рвение, вы вдруг требуете: «Расскажи мне, что ты делаешь?» Ребенок начинает нервничать - и еще глубже происходит процесс торможения. А дело не в том, что он плохо соображает - речь идет только о темпе, а отнюдь не о качестве умственной деятельности.
Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, трудность переключения на новый вид деятельности.
Рекомендации родителям :
• Не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на занятии, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать, чтобы успевал уловить мысль и действия воспитателя.
• Систематические занятия способствуют повышению скорости работыу дошкольников. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 3 до 6 лет.
• Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка - ежедневные 10-15-минутные занятия.
• Не конфликтуйте вечером перед сном, не корите за долгие сборы косну.
• Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел: помочь в этом может четко организованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, кушать, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче.
Как тренироваться? Наиболее успешна работа с использованием приема «медленно-быстро» : в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, а время от времени даются и предельные скорости движений.
Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:
1) ходьба-бег-ходьба;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) «бег» пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так «бегать» в обычном темпе, можете посоревноваться;
4) прыгать, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);
Когда проводить эти занятия? В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными, не нудными, а интересными, веселой игрой.