Наталья Репш
Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе»
Речь - это сложная функция и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Публикация «Консультация для родителей „Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Один из главных показателей подготовленности ребенка к школе - уровень его умственного и речевого развития, так как первое, что потребуется от ребёнка в учебном процессе-это умение слушать собеседника, отвечать на поставленные вопросы.
Для того, чтобы речь ребёнка была яркой, образной, нужно родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу, стараться фиксировать их внимание на том, что они видят во время прогулок, экскурсий.
В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Основные критерии речевой готовности к школьному обучению:
1. Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д.
Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, очень любит играть “в слова”, “ловить звуки”, подбирать слова ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова.
Сформированность словаря и навыков словообразования.
Дети должны
- уметь объяснять значения слов сложной слоговой структуры, например: пылесос, аквариум, землетрясение, экскурсия, ;
- описывать предмет по трём признакам: форма, цвет, величина. Также ребёнок должен знать
- названия частей предметов, например: у чайника – носик, ручка, крышка
-. подбирать антонимы, например: высокий – низкий, широкий – узкий, пользоваться разными способами словообразования,
- правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.
- правильно понимать и употреблять предлоги.
Сформированность грамматического строя речи:
- правильно образовывать формы родительного падежа (много яблок, а не “яблоков”, много окон, а не “окнов”,
- составлять предложения из слов, предъявленных в начальной форме (Мальчик, открывать, дверь. Сидеть синичка на ветке.).
- уметь строить предложения, составлять небольшие рассказы и сказки, делить простые предложения на слова, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание.
Ежегодно обследуя развитие речи дошкольников, следует отметить, что у большинства из них наиболее часто встречаются следующие нарушения:
несформированность звуковой стороны речи;
недоразвитие формирования фонематического восприятия;
бедность словарного запаса;
нарушения в грамматическом оформлении речи;
ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;
К 6 - 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Чтобы не допустить этого, нужно:
1. Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи;
2. Начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше);
3. Ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда по развитию речи).
4. Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут, но ежедневными.
Многие родители думают, что всё ребёнок узнает в школе, но современная жизнь предъявляет новые требования к детям и от того, как вы подготовили дочку или сына к учёбе в школе в раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальном, но и в среднем звене.
Наша задача убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь ему стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей.
Учить ребенка весьма не просто. В особенности, если обучающий не обладает достаточным педагогическим опытом и навыками. Сложно, но очень даже можно! Главное, чтобы ребенок не воспринимал образовательный процесс как наказание.
Следуйте полезным советам:
Совет №1.
Во время обучения поддерживайте у ребенка положительный эмоциональный настрой.
Совет №2.
Наберитесь терпения! Темп усвоения материала у всех детей разный; если ребенок ошибся, покажите, как исправить ошибку.
Совет №3.
Превратите процесс обучения в веселую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребенка интерес к знаниям, к познанию нового.