Татьяна Черногаева
Консультация для родителей «Кризис семи лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 7 лет у ребенка – это переход ребенка из дошкольного возраста в младший школьный. Появляется желание ребенка быть похожим на взрослых (выражается в подражании). Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственность.
Сроки кризиса :
С 5,5 до 7,5 – 8 лет – период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович)
Первый период потери детской непосредственности.
Готовность ребенка к школе.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис семи лет“» размещена в разделах
Учебная деятельность – является главной деятельностью для младшего школьника, так как происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).
Новые социальные роли:
Первая социальная роль – школьник. Отсиживание уроков, соблюдение режима дня, выполнение домашних заданий, учеба, получение оценок.
Вторая социальная роль – одноклассник. А с ней конкуренция, дружба, симпатия, совместные игры, мелкие группировки, выполнение обязанностей (дежурство). Ребенок понимает, что к нему меняется отношение окружающих.
Типичные симптомы кризиса 7 лет :
Не слушает, не выполняет просьб, своевольничает.
Хочет казаться взрослым (подражает старшим, отказывается играть с маленькими).
Капризничает, становится упрямым и строптивым.
Болезненно реагирует на любую критику.
Воспринимает все в негативном свете.
Подвержен резкой смене настроения.
Целенаправленно что-то делает и говорит (обзывается не из-за состояния аффекта, а осознанно причиняет боль, открыто выражает свое недовольство и протест.
Обесценивает прежние идеалы: ломает любимые игрушки, говорит запретные фразы, становится жестким и деспотичным.
Вредные советы для родителей :
Чаще требуйте от ребенка невозможного. Настаивайте на том, чтобы он мгновенно вставал утром, быстрее мамы одевался, не крошил хлеб и не болтал ерунды.
Будьте всегда строги и суровы: ругайте каждую минуту, посильнее шлепайте, наказывайте, даже с целью профилактики, при любом удобном случае подчеркивайте свое превосходство, критикуйте за неудачи и противодействуйте во всем с целью мести.
Как вести себя в этот непростой период:
Требования и приказы заменить просьбой.
Демонстрировать соблюдение новых правил собственным примером.
Заменить игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для его любимых детских игр.
Уважать решения ребенка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Представлять хоть немного свободы.
Учить на собственных ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он будет чувствовать себя плохо из-за недосыпа, акцентировать на этом внимание).
Уделять достаточно времени и внимание, помогать с домашними заданиями.
Вместе с ним соблюдать режим дня.
Обсуждать с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.
Постоянно быть на связи с учителем, совместно решать возникающие трудности.
Рекомендации для успешного преодоления кризиса семи лет :
Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
Поощрять общение со сверстниками.
Не надо перегружать дополнительными занятиями.
Больше хвалить.
Проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать, как со взрослым.
Прежде всего нужно помнить, что кризис – это временные явления, они проходят. Их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
Больше оптимизма и юмора в общении с детьми – это всегда помогает!