Анастасия Холоденко
Консультация для родителей «Компьютерные игры в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной техникой. Это общение начинается с компьютерных игр, которые привлекают детей, и они все чаще и чаще стремятся к экрану монитора, нежели к своим собственным реальным игрушкам.
Остается лишь вопрос – как относиться к данной тенденции?
Специалисты в течение нескольких лет проводили эксперимент-наблюдение за дошкольниками и сделали выводы :
Публикация «Консультация для родителей „Компьютерные игры в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мой друг - компьютер
- Темочки
1. Компьютер для дошкольника можно использовать только как обучающее средство.
2. Компьютер для дошкольника можно использовать как развивающее дидактическое средство.
3. Как только ребенок использует компьютер для развития, надо постоянно следить за состоянием здоровья ребенка, а именно, за зрением, физическим и эмоциональным здоровьем.
Главная проблема, с которой сталкиваются игроки разных возрастов – это возвращение в реальный мир после мира виртуального. Дети с удовольствием смотрят мультфильмы, но понимают, что не могут прикоснуться или пообщаться с любимым персонажем. В компьютерных играх все по-другому. Ребенок ощущает себя частью игры, он может общаться с героями и злодеями, сражаться с драконами и выбрать себе новый дом. Современные игры настолько реальны, что порой даже взрослому человеку нелегко вернуться сразу в реальный мир. Что уж тут говорить о маленьком ребенке, чья психика еще не настолько устойчива, а воображение хорошо развито.
В связи с этим возникает ряд правил, которые необходимо соблюдать:
1. По мнению специалистов, оптимально использовать компьютер 2 раза в неделю по 15-20 минут. Некоторые психологи предлагают следующую схему: возраст ребенка умножить на 3. Так, если вашему ребенку 5 лет, то максимальное время за компьютером для него составляет 15 минут в день.
Так же, что бы минимизировать вред от компьютера предлагается :
- после работы за компьютером предложить ребенку вместе сделать гимнастику для глаз;
-проветривать и увлажнять комнату, перед тем как предложить ребенку игры за компьютером – свежий влажный воздух полезен для мозговой активности;
- следить за осанкой малыша - сидеть за компьютером ребенок должен правильно и ему должно быть удобно (стул со спинкой, руки на столе, ноги согнуты под прямым углом и т. д.);
-следить за чистотой компьютерной техники, она не должна быть «пылесборником»;
- «озеленить» компьютерное рабочее место, растения нейтрализуют электромагнитное излучение от компьютера.
2. Использовать компьютерные игры можно только детям не ранее пяти лет. Потому что знаковая функция мозга созревает именно к этому возрасту и только к этому возрасту ребенок начинает различать «знак» и реальный объект.
3. Необходимо создать условия ребенку для игр за компьютером. Для этого нужно помнить три фундаментальные вещи:
- У хорошей компьютерной игры должна быть связь с предметной деятельностью. Что это значит? Ребенку необходимо перекладывать, выкладывать, т. е. действовать с предметами или персонажами игры.
-У хорошей компьютерной игры должны быть связь с конструированием и восприятием ребенка.
- Компьютерные развивающие игры должны отражать взаимодействие интеллектуального и эмоционального здоровья ребенка, так как роль эмоций очень велика. Они управляют, корректируют и инициируют интеллектуальную деятельность.
В настоящее время существует большое разнообразие обучающих и развивающих игр, соответствующим возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, отвечающим психолого-педагогическим требованиям.
4. Необходимо, чтобы во время развивающих компьютерных игр с дошкольником находился взрослый, который бы рассказывал, пояснял и общался с ребенком.
5. Так же темп игры должен соответствовать темпу детей дошкольного возраста. Это относится и к музыкальному сопровождению, и к звуку, и к движениями героев.
6. Тематика игровых компьютерных игр должна соответствовать возрасту ребенка и должна быть понятна ему по содержанию.
Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерным играм для дошкольников :
-в игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры (либо она должна трансформироваться в звуковой файл);
-в игре могут использоваться буквы и отдельные слова, шрифт больше традиционного;
-в игре изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей;
-темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, ребенок должен регулировать количество игровых заданий;
-в компьютерных развивающих играх не должно быть системы оценок в баллах;
-программа должна иметь логическое завершение.
Ученые выяснили, почему компьютер положительно влияет на ребенка. Машина выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка. Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры :
- позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры
- дают возможность восстановить динамику своего творчества
- вводят ребенка в проблемную ситуацию
- усиливают мотивацию учения- проявить свою оригинальность, устраняет боязнь неодобрения или негативной оценки со стороны взрослого.
Ну и в итоге, конечно же, скажем, что компьютер прочно занял место в нашем мире, и бессмысленно спорить с прогрессом и запрещать детям пользоваться компьютерными играми. Просто подберите для своего ребёнка развивающие компьютерные игры с буквами, цифрами, с прохождением уровней, требующих от ребёнка выполнения задач, соответствующих его возрасту. Сделайте их более привлекательными для ребёнка? Поиграйте вместе с ним! Создайте в игре игрока – взрослого и игрока- ребёнка, соревнуйтесь, просите ребёнка объяснить вам как пройти уровень, пусть он почувствует себя в этой игре главным, более знающим и сообразительным.