Галина Николаевна Игнатьева
Консультация для родителей «Когда нужно обращаться к логопеду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы если:
- ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются, заменяет один звук на другой, знает мало слов относительно нормы своего возраста;
- в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных, ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
- если после 4— 5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т. д.
- если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
Публикация «Консультация для родителей „Когда нужно обращаться к логопеду“» размещена в разделах
- если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
- в словах буквы и слоги меняются местами;
- в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
- к 7 годам заметны проблемы с письмом.
Совет. Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского».
Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи.
Дислалия — неправильное произношение звуков у детей. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- нарушение процессов формирования произносительной системы вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.
В каком возрасте требуется консультация логопеда.
Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду.
Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз
- К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
- К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
- В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
- В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
- К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
- Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). С того момента, как речь ребенка сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года, лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет логопед в детском саду.
Какие домашние задания дает логопед.
Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.
Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.