Татьяна Фомина
Консультация для родителей «Какие игрушки нужны детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку.
Публикация «Консультация для родителей „Какие игрушки нужны детям“» размещена в разделах
Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка тесно связаны между собой. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
Пространство игры и игрушки - самое сложное для родителей, потому что оно очень изменчиво, непостоянно. Игрушки из детства родителей принципиально отличаются от современных. Разобраться в огромном количестве предложенных магазинами игрушек не так легко. Сложно выбрать то, что понравится малышу и будет ему полезным, и будет способствовать его успешному развитию.
Вот некоторые советы.
1. Лучше не брать ребёнка с собой в магазин. Выбор игрушки - это серьезное взрослое дело, требующее время и знаний. Надо учитывать особенности и предпочтения ребёнка, а так же уклад вашей семейной жизни (просторная ли квартира, здоровы ли домодчадцы, какое покрытие лежит на полу и т. д.). Капризы уставшего в магазине ребенка будут способствовать принятию неправильного решения.
2. Можно обратиться к психологу или педагогу. Зная психические особенности ребенка, они порекомендуют игрушки для него.
3. Во многих городах есть магазины развивающих игр. Следует обратить внимание на их ассортимент для детей: отсутствие героев западных блокбастеров, аляповатых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или куколи ограниченный арсенал оружия - признаки правильного магазина игрушек. На полках должны быть конструкторы, строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, наборы и оборудование для ролевых игр, (наборы доктора, кухни, парикмахерских, мастерских) дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, мозаики, продукция для игр с водой и песком, персонажи для театрализованной деятельности, игровые домики, куклы, горки, машинки, гаражи, знаки, эстакады,
4. Можно и нужно учитывать половозрастные особенности и сезонность игровой активности. Стремитесь приобрести и спортивное оборудование.
5. Хорошо если игрушка будет обладать вариативными свойствами, то есть, позволяет создавать разнообразные игровые задания.
Обязательные критерии отбора игрушек :
- Безопасность (наличие сертификата, не должно быть признаков жестокости, не должна унижать человеческое достоинство);
- Соответствие возрасту;
- Привлекательность;
- Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (физического, или познавательного, или художественно-эстетического, духовно-нравственного);
- Эстетичность внешнего вида;
Как дополнительный критерий это может быть и прочность, и долговечность игрушки, использование при производстве экологичистых материалов, возможность использовать в коллективной игре.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки.
Сюжетные игрушки (куклы, фигурки животных, мебель, посуда, наборы для сюжетных игр, как объекты фантазии и выражения эмоций;
Костюмы: врача, пирата, спасателя ит. д. (ребёнок выбирает героя и перевоплощается в него);
технические (транспортные, конструкторы и т. д., которые помогут создать воображаемый объект, которого не хватает для игры;
игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых,
игрушки-забавы : театральные, музыкальные;
материалы для творчества (ребенка очень радует результат).
крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.
Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.
Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье
Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».
Игрушка для ребёнка полна смысла. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. Через игру ребёнок учится чувствовать и понимать других людей, усваивает социальные нормы и правила, учится находить выход из сложившейся ситуации. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Специалисты уверены, что для хорошей, весёлой игры нужны правильные и хорошо подобранные игрушки. Они будут полезны ребёнку и принесут ему много радостных минут. Выбирайте их обдумано для своего ребёнка.