Марина Иванова
Консультация для родителей «Как рождаются слова?»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из общепринятых механизмов речевых нарушений при общем недоразвитии речи у детей в отечественной логопедии считается нарушение языкового общения и, как следствие, недостаток так называемого «чувства языка», «языкового чутья». Действительно, ребенок интуитивно, неосознанно упорядочивает факты взрослого языка, извлекает из обращенной к нему речи сведения о языковой системе и пользуется ими в собственной речи. Однако, в дошкольном возрасте ребенок сам не в состоянии различить «фальшивое» звучание родной речи, а, значит, понять, в чем состоит ошибка и почему так говорить можно, это правильно, а так нельзя, это неправильно. Подобное «пробуксовывание» при усвоении ребенком грамматического строя языка может происходить не только вследствие речевого дефекта, но и на фоне ситуации, когда окружающая языковая среда не является однородной, складывается из нескольких языков, часто деформированных и искаженных.
Публикация «Консультация для родителей „Как рождаются слова?“» размещена в разделах
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей действительности. Этот комплекс умений имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Традиционно работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Обогащение словарного запаса, т. е. его уточнение и расширение, начинается с работы над именами существительными. В работе с детьми используется термин «слова-предметы». К этим словам относятся обобщающие понятия (овощи, фрукты, названия животных и их детенышей, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами в значении преувеличения.
Одним словом
Зреют овощи на грядках
В огороде по порядку:
Репа, тыква, лук, томат,
Баклажан, укроп, салат.
Повтори названия овощей из стихотворения. Какие еще овощи ты знаешь? Какие овощи тебе нравятся?
Мамы и малыши
Кошка вышла на охоту,
Но не видно мышек что-то.
Мышки в норке тихо спят,
К кошке в лапы не хотят.
А котенок маленький
Спит уютно в валенке.
Спит и песенку урчит,
Хвостик серенький торчит.
Как называют папу котенка? Как называются детеныши кошки? Нарисуй котенка.
Слова и словечки
Брат и братик
Старший брат домой пришел,
Сел обедать он за стол.
Младший братик Толик
Сел за детский столик.
Следующим этапом работы над словарем ребенка является его обогащение глаголами. Это вполне целесообразно, так как все предметы совершают действия, которые можно назвать словами. Так в словаре ребёнка появляются «слова-действия», отображающие способы передвижения животных, характеризующие голоса различных животных и птиц, однокорневые глаголы с различными приставками. Для их запоминания помогут задания в стихах.
Кто как передвигается?
По дорожке мышь бежит.
Хвостик серенький дрожит.
Почему спешит так крошка?
Догоняет мышку кошка.
Покажи, как мышка бежит. Почему мышка спешит? Куда мышка спрячется от кошки?
Кто как кричит?
Петушок на берегу
Закричал: «Ку-ка-ре-ку!
Эй, рыбешки, под водой,
Кукарекайте со мной!»
Петух кукарекает, а воробей…. Почему петух рано встает?
Разные приставки
В детский сад Андрюша ходит,
Из подъезда он выходит.
Переходит через двор,
Впереди большой забор.
Он проходит вдоль забора,
Детский сад увидит скоро.
Вот подходит он к воротам,
Угостил пса бутербродом.
Входит в двери наш Андрей
И отходит от дверей.
Целый день в саду проводит,
И домой Андрей уходит.
Для распространения речи ребенка никак нельзя обойтись без прилагательных. Они необходимы для описания индивидуальных признаков предмета, поэтому и называются «слова-признаки». В дошкольном возрасте особое внимание уделяется названиям цветов, прилагательным – антонимам, относительным прилагательным, образованным от существительных, притяжательным прилагательным. При работе со стихотворным текстом можно также использовать рисование, предложить ребенку изобразить «красный помидор», «оранжевую тыкву» и т. п.
Цветы и цвета
Колокольчик голубой
Наклонился над рекой.
И сказал цветок, кивая:
- Здравствуй, речка голубая.
Про какие предметы можно сказать: голубой,голубая, голубое, голубые?
Слова-наоборот
Слон большой и очень милый.
У него довольно силы.
Слон бревно большое взял,
Словно перышко, поднял.
Маленький мышонок
Испугал девчонок.
«Извините», - пропищал,
Был мышонок слишком мал.
Про какие еще предметы можно сказать «большой», «маленький»?
Из чего это?
На берегу, где плещется река,
Мы строим замок из песка.
Жаль только, что не прочный.
Замок наш песочный.
Почему замок из песка непрочный? Замок из песка – песочный, а из кирпича - …
Хорошо осуществлять всю эту работу в рамках одной лексической темы, так как это происходит в детском саду. Надеемся, теперь, когда Вы знаете необходимость и последовательность работы над лексико-грамматическим строем речи, занятия доставят и Вам, и детям одно удовольствие.
Успехов Вам!