Елена Амеева
Консультация для родителей «Как развивать логику и креативность у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.» Дж. Гилфорд
Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое качество личности, как креативность. Креативность — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка, остроумное решение проблемы.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать логику и креативность у дошкольников“» размещена в разделах
Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Очень важно развивать любые предпосылки к творчеству у детей уже в дошкольном возрасте, так как творческие способности детей связаны с особенностями творческого мышления, воображения, восприятия окружающего мира, а так же с особенностями памяти и через них – с понятием «речь».
Так как креативное мышление нестандартное, то очень важно развивать образное мышление и воображение, память, логику, любознательность. Нужно развивать в детях такие важные качества личности как самостоятельность, усидчивость, находчивость, аккуратность.
Чтобы понять, как развивать в своем ребенке логику и креативность, нужно понимать, как они формируются на разных этапах жизни малыша.
Начинать заниматься развитием логического мышления у детей можно уже с двухлетнего возраста. Обычно в этот период малыш уже делает первые попытки в понимании простейших причинно-следственных связей. Главное, что следует при этом помнить: действовать нужно совершенно необременительно для ребенка, используя игры и разговоры.
С 3-4-летним малышом, который уже знает основные цвета и геометрические фигуры, можно попробовать поиграть в «угадайку». Причем загадывать можно не только свойства предметов, но и их признаки. Например, можно загадывать животного, которого по словесному описанию должен отгадать ребенок.
В этом возрасте детям огромную радость доставляет решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку (размер, форма, цвет). Интересным занятием будет нанизывание бусин разного цвета в определенной последовательности, что развивает мелкую моторику и воображение. Также можно начинать обучать малыша сравнению вещей. Вначале проще определить, чем они между собой отличаются, а потом уже искать что-то общее. В этот период для детей очень важны игры с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или картинок у них формируется способность к обобщению.
Развить навыки классификации ребенку помогут игры типа: «Найди лишнее». В них дошкольнику предстоит из нескольких изображений отыскать то, которое не подходит к данной группе по какому-либо критерию. Детям 3 лет можно предложить самые простые игры данного типа, постепенно наращивая их сложность.
Для развития логического мышления у детей более старшего возраста задания усложняются. Например, можно заняться разгадыванием загадок, ребусов, собиранием пазлов, а так же составлением картин с помощью мозаики. Все это благотворно сказывается на мыслительных процессах и развитии логики.
Особую категорию игр составляют логические упражнения, в которых ребенку нужно будет отыскать закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнить такие игровые задания, ребенку нужно будет провести простой анализ путем сравнения предметов, входящих в горизонтальный или вертикальный ряд.
Пространственно-логическое мышление развить помогут самые разнообразные объемные головоломки и конструкторы, благодаря которым ребенок сможет научиться представлять в воображении положение предмета, размещать объекты в пространстве в соответствии с созданным в голове образом. Для этого отлично подойдут известные многим мировые головоломки, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор» или «Пентамино». Это задание творческое, оно так же развивает креативное мышление ребенка.
Развить аналитическое и стратегическое мышление помогут разнообразные настольные интеллектуальные игры, в которых ребенку предстоит просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.
Словесно-логическое мышление помогут развить разнообразные игры в слова. Например, широко известные настольные забавы, которые любимы уже ни одним поколением детей: игры типа «Эрудит» или «Словодел».
Все приведенные выше методики, несомненно, очень полезны для развития логического мышления у детей. Развивать логику и креативность можно всегда, и будучи совсем крохой, и уже имея за плечами немалый жизненный опыт. Но не стоит, к примеру, от маленького карапуза с его наглядным мышлением требовать каких-то сложных умозаключений; ни в коем случае не нужно разделять логику и творчество. Ведь гармоничное развитие мыслительных способностей невозможно без фантазии и воображения.