Маргарита Мусаева
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к детскому саду»
«Как приучить ребенка к детскому саду»
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает,
становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо
знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в
плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям
дошкольного учреждения.
Детский сад – новый период в жизни реб нка. Для малыша это, прежде
всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых
людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
Публикация «Консультация для родителей „Как приучить ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут
вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом
в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше реб нок, тем
быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определ нные причины, которые вызывают сл зы у реб нка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки (реб нок до 3 лет ещ
нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной
домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на
помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и
доброжелательных, но чужих людей, и режима (реб нку бывает сложно
принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском
саду приучают к определ нной дисциплине, а в домашних условиях она не
была так важна. К тому же, личный режим дня реб нка нарушается, это
может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых
позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и,
вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет
пребывание реб нка в детском саду.
- Психологическая неготовность реб нка к детскому саду. Эта проблема
наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями
развития. Чаще всего это происходит, когда реб нку не хватает
эмоционального общения с мамой.
- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно
может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания реб нка в
дошкольном учреждении.
- Личное неприятие контактирующих с вашим малышом взрослых. Такое
явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.
Способы, позволяющие уменьшить стресс реб нка.
Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно
повлиять на адаптацию реб нка к новым жизненным условиям. Так,
рекомендуется приучать реб нка к детскому саду
постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому
дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать
дома для реб нка режим дня (сон, игры и при м пищи, соответствующий
режиму ДОУ).
- В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ,
повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут у
вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным
образом скажется на его поведении.
- Желательно дома укладывать реб нка спать пораньше, побыть с ним
подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все положительные
моменты.
- В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух
часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3
недель (данный период индивидуален для каждого реб нка, учитывая
желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на целый
день в ДОУ).
- Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему
не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного
больше. Но будьте внимательными – не стоит самим «расчувствоваться»,
ведь дети на интуитивном уровне чувствуют, какое настроение у родителей.
Этим вы сами можете навредить своему малышу.
- Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать
реб нка о том, как прош л день, какие он получил впечатления (если ваш
малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать
внимание реб нка на положительных моментах, так как родители такими
короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное
отношение к дошкольному учреждению.
Типичные ошибки родителей
Родители, отдавая реб нка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются
с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.
В первую очередь это психологическая неготовность родителей к
негативной реакции реб нка на дошкольное учреждение. Родители бывают
напуганы плаксивостью реб нка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался
идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не
мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное
состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При
терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание реб нка за
сл зы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и
помощь. Вс, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям.
Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот
непростой для семьи период.
В первое время, когда реб нок только начинает ходить в детский сад, не
стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на
работу. Родители должны знать, что реб нок может привыкать к детскому
саду 2-3 месяца.
Ещ одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности,
тревожности. Забота об общественном мнении, внутренний дискомфорт,
волнение, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего,
нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются,
это состояние переда тся им. Родителям очень важно понимать, что реб нок
проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о
слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что
сын или дочь ещ очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но
дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это
ещ больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к реб нку также является типичной
ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегч нно
вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Мы
рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с реб нком
в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому
что она вс также рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи,
пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он
освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период,
сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но
привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей,
показатель того, насколько они готовы поддерживать реб нка, помогать ему,
преодолевать трудности.
Рекомендации родителям по подготовке реб нка
к детскому саду.
1) Каждый день оставляйте время на беседы с реб нком о том, что
такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там
интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами
семьи).
2) Заранее спланируйте прогулки на территорию детского сада.
Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада.
Акцентируйте внимание реб нка на том, что скоро он сможет здесь гулять и
играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
3) С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша,
что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
4) Ещ до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском
саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу
легче принять новизну в свою жизнь.
5) Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых
друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет
обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о
детском саде, покажите картинки.
6) Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети
ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой т те. Научите
реб нка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих
потребностях.
7) Поиграйте с реб нком дома в игру «детский сад». Создайте пару
типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе.
Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них
реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения
малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже
и взрослый.
8) Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.
Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте
дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
9) Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без
агрессии и не в присутствии реб нка. Не критикуйте детский сад, не
возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при реб нке.
Что надо знать о своем ребенке?
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся,
почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И
делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые,
невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а
также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные
психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать
возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста,
готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого
возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и
оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств
личности.
Зачастую можно услышать от родителей такую фразу : «Я знаю, что нужно
моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а
потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился
у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью
считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они
программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым
подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои
способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает
проблема. А чему? Потому что многие родители не способны сказать себе:
Это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать их
реализовать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь
такой, чтобы он был счастливым!
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного
— жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь сыну или
дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет
уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при
таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и
делают это неосознанно.
Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе
воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть
мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда же у
сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в
образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что
виноваты сами.