Наталья Адаева
Консультация для родителей «Как правильно подходить к выбору телевизионных передач для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии и формировании человека большую роль играет среда. Очень важный компонент внешней среды – родители и другие близкие ребенку люди. Их роль в развитии и становлении его личности неоспорима и неоценима. Роль семьи в воспитании ребенка значительна, но дети не могут ограничиться домом и стремятся заглянуть за его рамки. Чем старше они становятся, тем более хотят узнать таинственные, неизведанные стороны жизни. Жажду нового они могут вполне удовлетворить, не прилагая больших усилий, усевшись перед экраном телевизора. Но доступность любой информации для детской аудитории не всегда благо, поскольку ребенок «впитывает» ее без анализа и критики. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую душу настолько велико, что навсегда остается в памяти. Родителям нужно обладать большим авторитетом, чтобы их дети устояли перед напором экрана, которого, к сожалению, они иногда видят чаще, чем близких людей.
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно подходить к выбору телевизионных передач для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, на общение с родителями у ребенка остается мало часов. Что можно сделать за это небольшое время? Можно побеседовать с ребенком о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, прогуляться по улице города…
Чем же занят ребенок? Утро – сборы в детский сад. Очень часто в этот период времени дети успевают посмотреть по телевизору мультфильмы и телепередачи. Вечером, ничем не занятый ребенок, не даст сделать никаких дел. Родители находят оптимальный вариант – телевизор. В принципе, считают родители, это не так уж и страшно. Получается, что часто телевизор становится воспитателем наших детей. Телепередачи динамичные, красочные, эмоциональные, несомненно, привлекательны для детей. Возможно, и не было бы поводов для беспокойства, если бы все вечерние программы были рассчитаны на детскую аудиторию, если бы «теленяни» не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. А дети, с их еще не сформировавшейся психикой, особенно остро повержены воздействию телевидения.
Восприятие в дошкольном возрасте еще не сформировано полностью. Одним из свойств такого несформированного восприятия является его наивно – реалистический характер. Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телевизионным героям, происходит своеобразное кодирование, причем не обязательно прямое, а опосредованное: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления.
Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. Детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию, снимая стрессы. А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое может привести к психическим расстройствам, иногда весьма серьезным. Многие научные исследования показывают, что дети подражают увиденной на экране жестокости. Их игры становятся более агрессивными. Ребенок может легко причинить вред окружающим, находя оправдание своего поведения в характере любимого телевизионного героя. Такое подражание увиденной картинке на экране специалисты объясняют неспособностью ребенка отличить реальность от телевизионного вымысла. Несформированность телевизионной культуры у детей не дает им возможности сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, сделать вывод. Правильному восприятию телеискусства нужно учить так же, как и восприятию музыки и живописи.
Остро стоит проблема содержания телевизионной продукции. Продукция детского телевидения очень часто содержит элементы телевидения взрослого. Поток информации, идущей с экрана, значительно превышает возможности ребенка. Он просто не в состоянии воспринять его и самостоятельно переработать, поэтому выхватывает то одно, то другое. Дети часто не могут установить для себя связь между изображением и текстом. Дети способны адекватно воспринимать информацию при постоянной помощи и контроле со стороны взрослых. Небольшого объяснения бывает достаточно, чтобы ребенок начал вычленять главные идеи сюжета. Родителям необходимо просматривать программу телевидения, отбирать те передачи, которые интересно и полезно посмотреть ребенку.
Правила подхода к выбору телевизионных передач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста :
Выбирайте вместе с ребенком те телевизионные передачи и мультипликационные фильмы, которые были бы ему интересны и полезны и которые бы вы хотели посмотреть на следующей неделе;
Старайтесь заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных вами передачах, мультфильмах;
При выборе телевизионных передач и мультипликационных фильмов необходимо учитывать, чтобы они были предназначены именно для возраста вашего ребенка;
Для просмотра подойдут мультфильмы с сюжетами про друзей, про отношения со сверстниками, не должно быть непонятных ребенку образов и отношений. То, что сложно понять, будет пугать и, возможно, травмировать;
Каждый раз обсуждайте с ребенком то, что он посмотрел. После просмотра полезно лепить и рисовать положительных персонажей, разыгрывать ситуации из мультфильма, придумать другое окончание или его продолжение;
Никогда не переключайтесь с канала на канал во время рекламы, так как ребенку это мешает правильно воспринимать информацию;
Общее время просмотра телевизионных передач детьми дошкольного возраста не должно превышать 6 – 7 часов в неделю, не чаще 2 раз в день;
Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд. Дети 3 – 5 лет не более 20 мин., 5 – 7 лет не более 30 мин. ;
Телевизор необходимо смотреть в ярко освещенной комнате. Для просмотра телевизионных передач желательно использовать телевизоры с размером экрана по диагонали 59 – 69 см. Детей располагать на расстоянии не ближе 2 – 3 м и не дальше 5 – 5,5 м от экрана. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка.
Не разрешайте ребенку смотреть телевизионные программы во время приема пищи или лежа;
Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.
Помните, телевидение может стать вашим союзником и активным помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое вы сами впустили в свою жизнь!
Литература:
Зверева, О. Л. «Родительские собрания в ДОУ» : методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2011.
Прохорова, Г. А. «Взаимодействие с родителями в детском саду» : практическое пособие / Г. А. Прохорова. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2011.