Карине Папян
Консультация для родителей «Искусство хвалить ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Обсуждая тему, раскрыть значимость роли родителей в воспитании ребёнка.
• Помочь родителям осознать возможность их непосредственного участия в жизни своих детей.
• Определить родительские приоритеты по отношению к ребёнку, которые помогут им реализовать доверительные межличностные отношения с ребёнком.
Надо ли хвалить ребёнка?
Публикация «Консультация для родителей „Искусство хвалить ребёнка“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребёнка. Хвалить надо, но как? Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением или похвалой и одобрением. В похвале всегда есть элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!».
Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребёнок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребёнок может стать зависимым от похвалы : ждать, искать её. (А почему ты меня сегодня не похвалила). Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких то своих соображений.
А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребёнка? Лучше всего просто выразить ему ваши чувства. Используйте местоимения «Я», «Мне» вместо «Ты» :
Дочь: Мама, сегодня я в детском саду поливала цветы!
Мама: Я очень рада! ( Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)
Сын: Ведь, правда, я плохо выступил?
Папа: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то).( Вместо: «Ну что ты? Ты выступил, как всегда, блестяще!»).
Приведём отрывок из письма одной родительницы в редакцию «Учительской газеты» :
«Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали. Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили. Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвальной оценкой, помощь по дому и т. д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов- у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать, пока не заметят. Ждёшь, в конечном счёте не результата, а похвалы. И вот сейчас я прочитала в «Родительской газете» (Наконец-то! Реальный ответ, как надо говорить ребёнку : «Я рада, что ты так сделал», а не «Ты молодец»).
Теперь я буду использовать такой приём в общении со своими детьми».
Родители должны твё рдо запомнить: оценивать должны только поступки ребёнка, а не его сассамого.
cамого.
Американский детский психолог Х. Дж. Джайнотт в своей книге «Родители и дети» приводит пример правильной похвалы : «Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты. Матери понравилась его работа, и она сказала сыну: «В саду было так грязно. Я даже не думала, что можно всё убрать за один день. Вот это работа!». Мальчик почувствовал гордость от похвалы за конкретный поступок и с радостью бросился помогать маме, чтобы заслужить её ещё раз. Напротив, если бы он услышал слова: «Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!», то это вызвало бы тревогу. Ребёнок знает, что он не такой уж чудесный, и, конечно убедится в этом, совершив какой-то поступок. Вспомните, наверняка не раз, когда в доме было всё в порядке, и вы говорили сыну: «Вот видишь, ты же можешь вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня», он вдруг становился невыносимым. Это нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам он так старался быть хорошим, вспоминая многочисленные «нельзя», что просто не выдержал. Часто это случается после поездок в гости, где ребёнок «накрученный» до этого родителями, играл роль примерного сына или дочери.
Не бойтесь, что у детей отсутствие общепринятой похвалы разовьёт комплекс неполноценности. Они сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите конкретный поступок. Главное, не забывайте этого делать, старайтесь замечать всё, что у ребёнка хорошо получается.