Козырева Ирина
Консультация для родителей «Как помочь ребенку справиться с трудностями адаптации в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети стоят на первой в своей жизни линейке - девочки в нарядных платьях с огромными бантами, мальчики в темных костюмах, с горящими от нетерпения глазами, - слушают, что говорят учителя и старшеклассники.
Они получают путевку в новую жизнь - начинают ходить в школу. То, чего ждали так долго.
И никто из них не предполагает писать, как курица лапой, учиться через пень-колоду, стать горем для родителей и наказанием для учителей.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку справиться с трудностями адаптации в школе“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Почему же происходит так, что значительная часть учеников, от 12 до 68%, не вписываются в требования школьной жизни, не могут приспособиться к кропотливому ежедневному труду и протестует непослушанием, невнимательностью, гиперактивностью, астенией, апатичным уходом в себя?
Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.
Термин «адаптация» обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптация непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную.
По степени адаптации детей можно условно разделить на три группы:
Первая группа адаптируются в течении первых двух месяцев обучения. К концу октября эти дети, как правило, полностью осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеют более длительный период адаптации. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами и обидами. Как правило эти дети испытывают и трудности в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они мешают работе класса.
Адаптация в целом длится от 2 до 6 месяцев - в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. До 60% детей к концу первой четверти худеют, у некоторых снижается или повышается артериальное давление, наблюдаются головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита и т. д.
Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебности, пассивного протеста (избегания, тревожности, неуверенности в себе.
Если ученику по каким- либо причинам не хочется идти в школу, психологи говорят о школьном неврозе.
Школьный невроз обычно возникает в начале обучения в школе, способствует его развитию новая незнакомая обстановка в школе, строгость и требовательность учителя, конфликтные ситуации с одноклассниками, однако причины возникновения школьного невроза заключаются не только в перечисленных факторах, но и исходят из предшествующих лет семейного воспитания:
Чрезмерные требования к ребенку, если родители постоянно требуют беспрекословного выполнения своих указаний, не учитывая интересы и желания ребенка.
Длительные психотравмирующие ситуации в семье (развод, алкоголизм одного или обоих родителей, частые ссоры, несправедливое отношение к ребенку мачехи или отчима).
Рекомендации для родителей :
1. Совместные действия родителей и учителя. Отношение учителя к ребенку во многом зависят о того, как сложатся с учителем ваши собственные отношения.
2. Следует поддерживать, поощрять. Даже самый маленький успех ребенка и делать это своевременно.
3. Первокласснику нужно уделять больше внимания, ласки.
4. Если наблюдаются признаки невроза, невротические реакции (болит живот, голова, нежелание ходить в школу) проконсультироваться у невролога, психолога.
5. Не рекомендуется загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, различных студиях, спортивных секциях. Пусть ребенок сначала хорошо адаптируется к школе.
6. Поощрять к занятиям физкультурой. Так как потребность в движении должна быть реализована, но не показано участие в соревнованиях, так как они приводят к нервно-эмоциональной перегрузке.
7. Создать дома спокойную обстановку.
8. Не предъявлять непосильных требований, не ругать и не наказывать за «грязь».
9. Поощрять и способствовать дружбе с одноклассниками, их общим делам, интересам.
10. Так же важно знать, не обижают ли вашего ребенка сверстники или одноклассники.
11. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям.
12. Не надо требовать от ребенка только хороших и отличных отметок. Гораздо полезнее настойчиво «вести» его от успеха к успеху.
13. Старайтесь поднимать ребенку настроение перед школой. Это может быть забавная история, шутка, напоминание о приятном событии.
14. Каждый день общайтесь с ребенком на тему его школьной жизни. Важно, чтобы эти разговоры не были нарочитыми, похожими на допрос.
15. Беседа по классной фотографии. Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, пусть расскажет о своих личных симпатиях и антипатиях, старайтесь, чтобы ребенок больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками.
16. Копилка школьных успехов. Поставьте в специальном месте стеклянную (пластмассовую) банку. Отныне, это «копилка школьных успехов», в которую, например, будут «складываться» пятерки и четверки, виде крупной фасоли, крупных макарон ракушек. Как только копилка окажется заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом.