Яна Белых
Консультация для родителей «Как помочь ребенку раскрыть свой музыкальный талант»
▼ Скачать
Как раскрыть музыкальный талант ребенка? В каждом ребенке с самого рождения заложено множество талантов, которые он может реализовать лишь при создании необходимых для этого условий. Возможностью тонко чувствовать музыку обладает большинство детей, и во многом благодаря родителям и педагогам, которые вовремя обратили на это внимание, удается раскрыть музыкальный талант малышей.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку раскрыть свой музыкальный талант“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Как правило, такое счастливое стечение обстоятельств, как наличие музыкального дарования и стремление его реализовать, встречается у детей в возрасте до 5 лет крайне редко. Как правило, ребенок не отдает отчета своим желаниям и поступкам, и уж тем более не задумывается о том, талантлив ли он. В этой ситуации на помощь ему должны прийти взрослые и вовремя направить малыша в верное русло.
Если ребенок обладает великолепным слухом, без труда может запомнить простую мелодию и напеть ее либо попытаться воспроизвести на любом инструменте, то можно вести речь о том, что от природы он обладает музыкальной одаренностью. Но в данном случае речи о таланте не идет, так как это понятие включает в себя не только склонность к музыке, но и способность реализовать то, что заложено в ребенке от природы.
На практике же дети дошкольного и младшего школьного возраста редко обладают такими качествами, как усидчивость, целеустремленность и сила воли, без которых раскрыть их музыкальный талант крайне сложно. Поэтому первостепенная задача родителей и педагогов, которые обучают ребенка основам музыки, заключается в том, чтобы вызвать у них заинтересованность. В этой ситуации методы насилия неприемлемы. И даже если родители видят в ребенке большой творческий потенциал, не стоит форсировать события и заставлять его усиленно постигать азы нотной грамоты либо разучивать гаммы. Наоборот, необходимо предоставить малышу право выбора, умело разжигая его интерес к музыке. Сначала с помощью использования игровых элементов, превращая обучение в увлекательное приключение, а затем и путем ограничений, лимитируя занятия музыкой с таким расчетом, чтобы ребенок самостоятельно стремился к ним.
Отличным способом поддержания интереса к музыке у малыша является литература – правильно подобранные художественные и документальные произведения позволят начинающему музыканту не только расширить свой кругозор, но и понять, что в основе любых достижений на данном поприще является упорный и кропотливый труд. Не стоит настраивать ребенка на то, что со временем он может стать великим композитором либо исполнителем. Это, в первую очередь, желание родителей и педагогов, а не самого малыша, который в возрасте 5-7 лет еще не обладает честолюбием. Он должен самостоятельно принимать решения в вопросах, которые касаются его будущего, но перед этим получить достаточно полное представление о том, что же такое музыка. При этом важно учитывать, что эмоциональная окраска музыкальных занятий должна быть положительной, иначе ребенок вряд ли захочет раскрывать свои способности.
Профессиональное музыкально обучение малыша стоит начинать с 6-7 лет, но лишь при условии, что он морально готов к предстоящим нагрузкам и сможет выдержать достаточно интенсивный график занятий. Важно также учитывать, что малыш должен хотеть заниматься, иначе рассчитывать на то, что с помощью педагогов удастся в полной мере раскрыть его музыкальный талант, не стоит. Однако еще до того, как принять решение о начале обучения, малыша нужно к нему подготовить.
Детский сад и занятия в музыкальной студии помогут получить ему базовые навыки и знания, а также позволят понять, обладает ли ребенок задатками для того, чтобы продолжить музыкальное обучение на качественно новом уровне.
Вот советы, которые помогут Вам поддерживать в ребенке творческое начало :
Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находите слова поддержки для новых творческих начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой.
Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте стремление ребенка к творчеству. Проявляйте сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о творческих попытках ребенка. Если часто повторять: «Хорошо, но могло быть лучше», ребенок вскоре сделает вывод, что все его старания напрасны, так как, сколько, ни пытайся, все равно результат будет недостаточно хорош.
Не заглушайте в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоело его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением показывайте, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы.
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека с вашей стороны может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уж о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
Учите ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого вам самим необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего.
Внимательно следите за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагогах и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители или хотя бы один из них был таким.
Не бойтесь проявить собственную индивидуальность, даже прослыть белой вороной, не стремитесь «быть как все», не заглушайте в себе творческие порывы. Быть может, это будет связано с сочинением стихов или, скажем, разведением кроликов, игрой на скрипке, выращиванием редких цветов, рисованием или приготовлением изысканных блюд — главное, чтобы ваше творчество несло радость другим и было по-настоящему добрым. Каждый талантливый человек встретил хоть раз в своей жизни яркую и неординарную личность, оказавшую на него сильнейшее влияние. Станьте такой личностью для своих детей.
Помогите ребенку оценить в себе творческую личность, содействуйте его более глубокому самопознанию, но одновременно учите уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
Учите ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Для этого наряду с вопросами: «Как ты считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?» — чаще задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Какие чувства ты сейчас испытываешь?» Убеждайте ребенка : «Больше доверия своей интуиции». Действительно, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
Создайте необходимую для творчества атмосферу, которая поможет ребенку избежать возможного общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.
Дорогие родители, загляните в светлые детские глаза и попробуйте посмотреть на мир глазами своего ребенка. Помните, что, мы, взрослые должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.