Мягкая Елена Анатольевна
Консультация для родителей «Как помочь ребенку, отстающему в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Самое первое правило: просто нужно больше играть с детьми!
Повседневный труд родителей и всех лиц окружающих ребёнка – это помочь сформироваться личности в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии.
Ведущая роль в этом процессе отводится в организации игр.
Отстающим в развитии детям, родители и взрослые должны рассматривать игру не как развлечение, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Игры выбирают с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей начинают обучать с элементарных действий, правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. У третьих с можно с помощью игры формировать обобщающие понятия (овощи, фрукты, мебель, посуда и т. п.). Непременным условием игры, независимо от возраста, создаётся приятная атмосфера, которая вызывает радостное чувство у ребёнка, ставшим равным участником игры.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку, отстающему в развитии“» размещена в разделах
Игра для каждого ребенка является ведущей деятельностью. Ребенок в игре учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Игра знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Отстающие в развитии дети, как правило, либо не умеют играть, либо их "игра" носит своеобразный характер: проявляя интерес к игрушке, они часто используют её не по назначению, возникает желание сломать игрушку.
Ребёнок, который не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо одной игрушке, хватается за всё или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, то такого ребенка необходимо как можно скорее научить играть.
Проводить обучение игре можно как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, а также в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка. Продолжительность игры на начальном этапе целиком зависит от интереса и желания малыша, но стремиться к тому, чтобы игра стала его потребностью и могла продолжаться часами.
Взрослые должны уметь подбирать нужные игрушки, учитывая возраст, умственные и двигательные способности ребёнка. Игрушка, которая не нравится малышу, вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.
Выбирая игрушки, советуем учесть следующее:
• в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
• от 1 года до 2 лет - возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. предложите ребенку вложить один кубик в другой или одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов - вот подбор игрушек для этого возраста;
• от 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики же предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т. п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
• с 3 лет дети вступают в период вопросов: "Что это?", "Почему?". У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т. п. Мальчики любят быть то летчиками, то шоферами, то космонавтами;
• с 4 лет и мальчики, и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.
Следовательно, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки.
Как учить играть и какую игру выбрать?
Разделите для начала все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в обучающих целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, это будет для него приятным сюрпризом.
Начинать обучение игры с простейших действий, привлекающих внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, укладывает спать, накрывает одеялом и т. п. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: "Сначала куклу (дать ей имя) мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать" и т. д.
Взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке, создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям в игре. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: "сделай, как мама, как папа, или брат, или сестра".
Вот несколько примеров обучения детей, совсем не умеющих играть.
1. Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Продвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.
2. Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.
3. Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.
4. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в стороны. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч : "Лови!" И предлагает вернуть мяч обратно. Мяч прокатывается несколько раз.
5. Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т. п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.
6. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: "птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое : "Покажи, как птички полетели", "Поболтаем ножками", "Покачаем головкой" и др.
7. Нанизывание колец пирамиды. Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Взрослый, забрав все кольца себе, выдает их ребенку по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.
8. Бросание мелких предметов (мозаик, бусинок) в сосуд с узким горлышком или узким отверстием. Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там бусинок или одна. Рекомендуется забрасывать бусинки попеременно то правой, то левой рукой.
9. Складывание небольших парных предметов, игрушек в мешочек. Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их в мешок, например: два кубика, две пуговицы, двух одинаковых зайчиков и др.
10. Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребенок вслед за взрослым повторяет движения кистями рук: ладони прижаты к столу, обращены вверх, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т. д. Постепенно усложнять действия. Эта игра особенно полезна детям со значительным отставанием в развитии речи.
Дети, у которых уже есть потребность в осмысленной игре, можно разыгрывать события из их жизни или жизни семьи, фрагменты любимых сказок, телепередач. В такой игре персонажи легко заменить куклами, игрушечными животными, масками. Не забудьте заранее продумать сценарий и активно сопровождать действия речью.
Необходимо в игры с ребёнком постепенно включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.