Наталья Мамаева
Консультация для родителей «Как появляется слово?»
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно мы, взрослые, относимся к детской речи как к чуду. Сначала первые осмысленные звуки, затем первое слово, потом слово. Созданное самим ребенком не по возрасту умные речи – все вызывает восхищение.
Что такое «слово» и чем оно отличается от любых, даже самых похожих лепетных вокализаций? Прежде всего слово - это знак, т. е. заместитель, представитель другого предмета или явления. Значит, за каждым словом должно обязательно стоять то, что оно обозначает, т. е. его значение. И поэтому, чтобы появилось слово, необходим предмет, который ребенку надо обозначить или назвать этим словом. И если такого предмета нет, если мать и ребенок до конца первого года вполне удовлетворены друг другом и ограничиваются выражением взаимной любви, первое слово может задержаться, как бы много ни разговаривала мать, и как бы ни был хорош слух у ребенка. Понятно, что абсолютно беспредметной ситуации общения быть не может. Младенца с первых минут жизни окружает множество предметов – пеленок, бутылочек, ложечек, игрушек и др. Ребенок находится в постоянном предметном окружении. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. Как не воспринимает постоянно звучащий телевизор в соседней комнате, так и не видит незначимые и совершенно бесполезные для него предметы. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Но уже несколько другое.
Публикация «Консультация для родителей „Как появляется слово?“» размещена в разделах
Психологи провели такой эксперимент. Детям первого года жизни на занятиях показывали две самые обычные и не слишком привлекательные игрушки – белую машинку и серого слоника. Но показывали по-разному. Белую машинку активно демонстрировал взрослый. Он держал ее в руках, показывал, как она может ездить, какие у нее колесики, какие дверки. В общем, всячески пытался привлечь внимание малыша к этой игрушке, бурно выражая свое восхищение ею. А серый слоник в течение нескольких занятий стоял на столике перед ребенком. Взрослый сидел рядом и наблюдал, что будет делать ребенок. Потом сразу же после занятий и с перерывом через две недели тем же детям показывали и машинку, и слоника вместе с другими, более привлекательными и яркими игрушками и наблюдали, какую игрушку они выберут. Оказалось, что самой любимой и желанной для детей стала белая машинка, которая была в руках взрослого. Даже самые маленькие дети безошибочно узнавали ее, тянулись ручками, хотели рассмотреть поближе.
А как же серый слоник? Он оставался незамеченным. Дети не обращали на него никакого внимания. Даже когда он один стоял перед ребенком на занятиях, дети предпочитали смотреть на взрослого, а не на подвижную игрушку.
Получается, что наличие предметов недостаточно, чтобы ребенок обратил на них внимание и захотел их назвать. Для этого опять же необходимо общение со взрослым. Однако это общение должно отличаться от того чисто эмоционального, ситуативно-личностного.
Для эмоционального общения взрослому нужен только ребенок, а ребенку взрослый. Суть его состоит в выражении любви, нежности, восторга перед маленьким существом. И для такого общения достаточно улыбки, взгляда, ласкового прикосновения и потока нежных слов, в котором главное – не значение, а интонация, ритм, выражение. Так возникает потребность в общении - взрослый, нужны адресованные ему воздействия. Но потребности в слове еще нет. Потому что и так все понятно. Потому что между ребенком и взрослым еще нет никакого предмета. Именно этим эмоциональное общение отличается от следующего этапа общения.
На новом этапе развития общение теряет свою непосредственность, потому что оно приобретает другое содержание, отличное от выражения только хорошего отношения. Самый обычный предмет – соска, ложка, платочек. Конечно же, игрушка – становиться содержанием общения. Всевозможные детские погремушки как раз и созданы для того, чтобы привлекать к себе внимание младенцев, вызывать у них познавательный интерес. Но как мы знаем, все это невозможно без взрослого. Для того, чтобы игрушка стала любимой и ребенок потянулся к ней, нужно, что чтобы ее сначала показал взрослый.
Заинтересованное отношение взрослого передается ребенку, и теперь уже в центре внимания малыша предмет, а не человек. Взрослый является организатором, участником этого общения. И нужен он ребенку не сам по себе, как было при эмоциональном общении, а как источник новых предметов, предметных действий, образец для подражания.
Вот в таком предметном «сотрудничестве» ребенка и взрослого рождается первое слово ребенка.