Ольга Чертова
Консультация для родителей «Как освоить навык плавания»
▼ Скачать + Заказать документы
Учиться плавать никогда не поздно. Если научить ребенка плавать в дошкольные годы не удалось, это нужно сделать при первой же возможности.
Формирование умения плавать предусмотрено программой начиная со второй младшей группы, т. е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, они обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, а также имеют определенный двигательный опыт и, как правило, хорошо адаптируются к условиям дошкольного учреждения. Во второй младшей группе целесообразно проводить не только индивидуальные, как с детьми более раннего возраста, но и коллективные занятия по освоению в воде и усвоению разнообразных плавательных движений. Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрасте, дают возможность успешно обучить каждого ребенка с учетом индивидуальных данных его развития, физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематического упражнения в плавании в дальнейшем.
Публикация «Консультация для родителей „Как освоить навык плавания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Заслуженный тренер СССР Игорь Юльевич Кистяковский много внимания уделял методике начального обучения плаванию. Не случайно в период, когда он руководил столичной школой «Динамо», юные московские пловцы были сильнейшими в стране. А повзрослев, многие из них, устанавливали рекорды, завоевывали медали на всесоюзных и международных соревнованиях.
По мнению Кистяковского, неспособных к плаванию людей практически не существует. Плавать можно научиться и в самом юном возрасте, даже в грудном, а можно наверстать упущенное, став убеленным сединами старцем.
В практике обучения плаванию уже сложилась система параллельно-последовательного овладения спортивными способами плавания. Больше приверженцев имеет такая схема-кроль на груди, кроль на спине, брасс дельфин.
Сегодня при начальном периоде обучения не умеющих плавать практика отдает предпочтение двум способам — кроль на груди и кроль на спине.
Научившись хорошо плавать кролем на груди, нетрудно освоить и плавание на спине.
Плавание на спине — один из самых удобных (для дыхания) способов передвижения по воде. Находясь в таком положении, пловец свободно дышит, легкие движения рук (без выноса из воды) и ног (вверх-вниз) позволяют удерживать равновесие.
Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей.
Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: сначала у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.
1. Разучивание движений ног:
а) на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;
б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания;
в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.
2. Разучивание движений рук:
а) на суше и стоя в воде;
б) в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении;
в) то же в согласовании с дыханием;
г) плавание, выполняя гребковые движения руками без движений ногами (ноги свободно вытянуты, ногами удерживается доска, круг).
3. Разучивание способа плавания в целом, т. е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания.
4. Совершенствование плавания с полной координацией движений.
Во время обучения движениям и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации — от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.
Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными.
Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными их вариантами.
Оптимальных успехов можно достичь, целенаправленно упражняя детей в тех способах плавания, которыми они овладели достаточно прочно, развивая двигательные качества, особенно выносливость. Например, если кто-то из детей хорошо передвигается в воде при помощи работы ног с доской в руках, проплывая 5—10 м, то можно совершенствовать этот навык, увеличивая дистанции (15—25 м и более). Перед повторным заплывом детям предлагают отдохнуть. В дальнейшем время отдыха постепенно сокращают, увеличивая дистанции и частоту их повторений. Это ведет к совершенствованию плавательных навыков и физического развития.
На занятиях целесообразно сочетать отдельные подготовительные упражнения с плаванием в полной координации, широко применять игры и поощрять попытки детей самостоятельно плавать избранным способом.
Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать.