Елена Посохова
Консультация для родителей «Как обсудить прочитанное произведение с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение книг с детьми – это не только приятное времяпрепровождение, но и мощный инструмент для развития речи, воображения, эмоционального интеллекта и критического мышления. Однако, чтобы чтение приносило максимальную пользу, важно правильно организовать обсуждение прочитанного. Вот несколько советов для родителей:
1. Подготовка к обсуждению:
• Выбирайте книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. Чтение должно быть увлекательным, а не обременительным.
• Читайте эмоционально и выразительно. Меняйте интонацию, чтобы передать настроение героев и атмосферу произведения.
Темочки:
• Делайте паузы во время чтения, чтобы обратить внимание на важные моменты. Спросите ребенка, что он думает о происходящем.
2. Вопросы для обсуждения:
• Простые вопросы на понимание сюжета:
• "Кто главные герои этой истории?"
• "Где происходили события?"
• "Что случилось в начале/середине/конце истории?"
• "Что делали герои?"
• Вопросы на развитие воображения:
• "Как ты думаешь, что произойдет дальше?"
• "Если бы ты был на месте героя, что бы ты сделал?"
• "Представь, что ты живешь в этой сказке. Что бы ты там делал?"
• Вопросы на развитие эмоционального интеллекта:
• "Как ты думаешь, почему герой поступил именно так?"
• "Что чувствовал герой в этот момент?"
• "Тебе было жалко/смешно/страшно, когда. "
• "Что тебе понравилось/не понравилось в этой истории?"
• Вопросы на развитие критического мышления:
• "Как ты думаешь, хорошо ли поступил герой?"
• "Мог ли он поступить иначе?"
• "Чему учит нас эта история?"
• "Бывает ли такое в жизни?"
3. Правила эффективного обсуждения:
• Создайте комфортную и непринужденную атмосферу. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, высказывая свое мнение.
• Слушайте внимательно ответы ребенка. Не перебивайте и не критикуйте.
• Поощряйте рассуждения ребенка. Даже если его ответ кажется вам неверным, постарайтесь понять его логику.
• Не бойтесь задавать открытые вопросы. На них нет правильных или неправильных ответов, главное - стимулировать мышление ребенка.
• Используйте наглядные материалы. Рассматривайте иллюстрации, рисуйте персонажей, разыгрывайте сценки.
• Соединяйте прочитанное с реальной жизнью. Обсуждайте, как события в книге соотносятся с опытом ребенка.
• Повторяйте обсуждение через некоторое время. Это поможет закрепить знания и развить понимание.
• Самое главное - получайте удовольствие от общения с ребенком!
Примеры обсуждений для разных возрастов:
• 3-4 года: Основное внимание уделяется пониманию сюжета и эмоциям героев.
• "Кто это?" (показывая на картинку)
• "Что он делает?"
• "Он грустный или веселый?"
• "Тебе нравится эта сказка?"
• 5-6 лет: Можно переходить к более сложным вопросам, касающимся мотивов поступков героев и морали произведения.
• "Почему он так поступил?"
• "Что было бы, если бы он поступил иначе?"
• "Эта история учит нас добру или злу?"
• "Тебе хотелось бы быть похожим на этого героя?"
Помните: Каждый ребенок уникален, поэтому подходите к обсуждению индивидуально. Адаптируйте вопросы и методы к потребностям и интересам вашего ребенка. Главная цель – не проверить знания, а развить любовь к чтению и стимулировать интеллектуальное и эмоциональное развитие.