Светлана Ковалева
Консультация для родителей «Как научить ребёнка слушать»
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СЛУШАТЬ»
Вам приходилось покупать ребёнку отлично изданную и хорошо иллюстрированную книгу известного детского классика, которая при более подробном домашнем рассмотрении оказывалась чем-то совсем другим? Например, за сказку Андерсена, хорошо знакомую из собственного детства, выдаётся редакторский конспективный пересказ, где вся прямая речь урезана или вообще отсутствует, а эпитеты и описания и вовсе выброшены. Попытаемся высказать предположение, почему это происходит.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка слушать“» размещена в разделах
Нельзя отрицать, что за последние двадцать лет в нашем русскоязычном культурном пространстве произошли значительные изменения. Многим современным родителям всё больше кажется симпатичной идея о возможности получения знаний без особого труда. Хороша та информация, которая воспринимается без усилий. А знания нужно преподносить ребёнку таким образом, чтобы они усваивались легко, почти автоматически.
Возможно именно поэтому сейчас в детских книжках – огромная на всю страницу картинка, а под ней одно единственное предложение из безбожно урезанного классика. Ребёнку не нужно напрягать воображение, чтобы представить себе Красную шапочку, он вынужден принимать готовый образ. Центр тяжести в воспитании сместился со слухового на зрительное восприятие. Но то, что легко даётся, легко и теряется.
Так же точно теперь относятся к аудиозаписям – как к устаревшему, по сравнению с видео, носителю. Но психологи и логопеды замечают, что много видео вредно для детей, особенно для детей с низкой способностью сосредоточения, слабым вниманием, для возбудимых и агрессивных детей. Попытки создания телешкол, образовательных программ на телевидении показали, что эти программы малорезультативны. В основном процесс обучения осуществляется классическими методами.
Есть действенный способ научить ребёнка слушать (воспринимать информацию на слух, научить тому, чем он будет занят, начиная с первого класса, в школе:
- Ребёнку дошкольного возраста нужно много читать, но не комиксы с минимумом текста
-Другой способ, более лёгкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения – прослушивание аудиозаписей.
Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской коллекции преобладала классика. Не менее важно, какие именно актёры и в какой студии озвучивали текст. Трудно себе представить, чтобы сейчас в таком малоприбыльном предприятии как сорокаминутная детская аудиопьеса, удалось задействовать сразу несколько лучших отечественных актёров. А например, в сказке Андерсена «Новое платье короля» Апрелевского завода грампластинок их пятеро: Н. Литвинов, Р. Плятт, Е. Весник, О. Табаков, Г. Вицин.
-Если ребёнку тяжело слушать, он быстро устаёт и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.
Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребёнка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе при помощи хорошего детского аудио.