Пиховкина Татьяна
Консультация для родителей «Как дошкольник становится школьником»
▼ Скачать + Заказать документы
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.
Публикация «Консультация для родителей „Как дошкольник становится школьником“» размещена в разделах
Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. Определяется она тем, как ребенок относиться к другим людям, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний. Идеальный школьник — ребенок, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под влиянием обучения успешно продвигаться в своем умственном развитии. Учиться — это не играть. Ребенок узнает что-то новое, становится старше и умнее. И понимает, что его учеба - это всерьез. Школьник отличается и произвольностью поведения. Она проявляется в сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей, своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать заданное. Также не обойтись и без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Шесть лет - возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания ребенок из дошкольника постепенно превращается в школьника. Где бы ни находился ребенок - в подготовительной ли группе детского сада, в первом ли классе, самое главное - готовить его к систематическому обучению. В большинстве случаев родители шестилетнего ребенка делят бремя его воспитания с педагогом, и линия их поведения должна согласовываться с тем, что и как приобретает их сын или дочь в школе или детском саду. Формулировка стратегии подготовки ребенка к систематическому обучению будет выглядеть так: формирование психических качеств, необходимых школьнику, следует осуществлять не вопреки тем качествам, которые характерны для дошкольника, а на их основе. Прежде всего это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, то есть между игрой и учением.
В педагогических книгах много говориться о необходимости единства требований школы и семьи. Но по отношению к шестилеткам кроме принципа единства требований целесообразно говорить о принципе дополнительности. Это значит, что в семейном воспитании часто бывает необходимо давать ребенку то, что он недополучает в школе или детском саду. Если воспитатель учитывает особенности возраста и постепенно готовит детей к систематическому обучению, то никакой «дополнительности» не требуется. Достаточно, пользуясь советами педагога, осуществлять «единство требований». Работа по развитию мышления будет полезна ребенку при любых обстоятельствах. Важно только его не перегрузить. Кроме того, не стоит использовать дома тот же самый материал, что и в детском саду. Для развития мышления шестилетних детей можно использовать такие виды работы, как построение плана пространственных ситуаций, чертежей, конструкций, схематических планов последовательности эпизодов сказок и рассказов, логических схем. Детей можно постепенно подводить к изготовлению моделей по собственному замыслу с последующей их реализацией. Задания при этом будут звучать примерно так: «Придумай, как построить красивый дворец для принцессы. Сначала нарисуй, каким он будет, а потом построй». Или: «Придумай сказку про зайчонка, который заблудился в лесу. Нарисуй, что с ним произошло, а потом расскажи».