Получи документы

Консультация для родителей «Использование художественной литература экологического воспитании ребенка» (1 фото)

Елена Чужайкина
Консультация для родителей «Использование художественной литература экологического воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Использование художественной литературы в

экологическом воспитании ребёнка».

Консультация для родителей «Использование художественной литература экологического воспитании ребенка»

Елена Чужайкина

Темочки:

Каждый человек нашего огромного мира был ребенком, который помнит свое детство. В сердце каждого из нас остаются нежные и щемящие воспоминания : узкая тропинка в лесу, пронизанная особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой…

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Оно, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения художественной литературы, проведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно и гуманно относится ко всему живому, подтверждая и подкрепляя это деятельным подходом - одна из главнейших и актуальнейших задач экологического воспитания дошкольников.

Нельзя с этим не согласиться и поэтому работу по проблеме формирования гуманно – действенного отношения к природе необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ведь малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Поняв особенности взаимодействия малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нём лучшие человеческие черты.

Безусловно, говоря о специфике экологического воспитания дошкольников, мы говорим о непосредственном контакте ребёнка с объектами природы, о живом общении с растениями и животными, наблюдении и практической деятельности по уходу за ними, об осмыслении увиденного в процессе обсуждения.

Литературно-художественные произведения, а именно экологические стихи несут в себе особую эмоциональную атмосферу, при которой повышается восприятие объектов живой и неживой природы. Ритм и рифма стиха близка и доступна восприятию ребёнка, вызывает в нём эмоциональный отклик и закрепляет полученное впечатление от взаимодействия с живой или неживой природой.

А как часто мы становимся свидетелями ситуации с сорванными одуванчиками. И вот в очередной раз малыш протягивает свою ручку, чтобы сорвать это жёлтое чудо, а мы, предвосхищая:

Одуванчик жёлтенький,

Как подсолнух солнечный,

Расцветает он весной

И до осени со мной.

Стоит на тонкой ножке

В детском саде на дорожке.

Я его не оборву,

Я его поберегу.

Пусть растёт тихонечко

Маленькое солнышко.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провести беседу, задать вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Малышам 2-3 лет будут более интересны небольшие стихи, загадки, потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории.

При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Малые формы фольклора «Привяжу я козлика», «Как у нашего кота», «Наши уточки» и т. д;

Произведения русской классической литературы В. Жуковский «Котик и козлик»; А. Плещеев «Травка зеленеет»; К. Ушинский «Васька», «Два козлика» и т. д;

Произведения русской литературы А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Цыпленок»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка» и т. д.

Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей.

Чем же семья может помочь детям?

Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.

Список литературы :

-Николаева. С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. –М. : Мозаика-Синтез, 2004г.

-Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада». Конспекты занятий. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2008г.

-Павлова. Л. Игры как средство экологического воспитания. Дошкольное воспитание. -2002г. №10.

Публикации по теме:

Консультация «О воспитании культуры поведения ребенка в семье» О человеке вежливом, внимательном к окружающим, скромном,умеющим красиво держать себя, мы говорим : "Хорошо воспитанный человек". Умение.

Роль отца в воспитании ребенка. Консультация для родителей «Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Тот, бывает, напевает, Тот у телека торчит, Тот, бывает, обнимает Теплотою сильных.

Консультация «Использование анимации в воспитании детей» «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не идет в ногу со временем». Происходящие в настоящее время изменения в общественной.

Консультация для родителей «Русская народная мудрость о воспитании» Русская народная мудрость о воспитании Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Былины, сказки, пословицы.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка» Каждый родитель знает, что воспитание ребенка начинается с первых минут его жизни. Ребенок в столь юном возрасте не может говорить, но.

Консультация для родителей «Сказка в воспитании и развитии ребенка» Консультация для родителей «Сказка в воспитании и развитии ребенка» Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии ребенка.

Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в математике». Консультация для воспитателей «Раз – два, раз – два, раз – два – три! Всю считалку повтори! Формирование элементарных математических представлений.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Отец и мать, папа и мама - два самых родных и самых важных человека в жизни каждого ребенка. И если роль мамы всем понятна, то роль папы.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста» Цель: Определение роли игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. Задачи: Познакомить родителей со значением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Использование художественной литература экологического воспитании ребенка»
Опубликовано: 14 апреля 2016 в 15:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Использование художественной литература экологического воспитании ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чужайкина (УИ 270688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД