Елена Чужайкина
Консультация для родителей «Использование художественной литература экологического воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование художественной литературы в
экологическом воспитании ребёнка».
Елена Чужайкина
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Природа, планета Земля, экология
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Каждый человек нашего огромного мира был ребенком, который помнит свое детство. В сердце каждого из нас остаются нежные и щемящие воспоминания : узкая тропинка в лесу, пронизанная особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой…
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.
В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Оно, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения художественной литературы, проведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.
Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно и гуманно относится ко всему живому, подтверждая и подкрепляя это деятельным подходом - одна из главнейших и актуальнейших задач экологического воспитания дошкольников.
Нельзя с этим не согласиться и поэтому работу по проблеме формирования гуманно – действенного отношения к природе необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ведь малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Поняв особенности взаимодействия малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нём лучшие человеческие черты.
Безусловно, говоря о специфике экологического воспитания дошкольников, мы говорим о непосредственном контакте ребёнка с объектами природы, о живом общении с растениями и животными, наблюдении и практической деятельности по уходу за ними, об осмыслении увиденного в процессе обсуждения.
Литературно-художественные произведения, а именно экологические стихи несут в себе особую эмоциональную атмосферу, при которой повышается восприятие объектов живой и неживой природы. Ритм и рифма стиха близка и доступна восприятию ребёнка, вызывает в нём эмоциональный отклик и закрепляет полученное впечатление от взаимодействия с живой или неживой природой.
А как часто мы становимся свидетелями ситуации с сорванными одуванчиками. И вот в очередной раз малыш протягивает свою ручку, чтобы сорвать это жёлтое чудо, а мы, предвосхищая:
Одуванчик жёлтенький,
Как подсолнух солнечный,
Расцветает он весной
И до осени со мной.
Стоит на тонкой ножке
В детском саде на дорожке.
Я его не оборву,
Я его поберегу.
Пусть растёт тихонечко
Маленькое солнышко.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провести беседу, задать вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Малышам 2-3 лет будут более интересны небольшие стихи, загадки, потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Малые формы фольклора «Привяжу я козлика», «Как у нашего кота», «Наши уточки» и т. д;
Произведения русской классической литературы В. Жуковский «Котик и козлик»; А. Плещеев «Травка зеленеет»; К. Ушинский «Васька», «Два козлика» и т. д;
Произведения русской литературы А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Цыпленок»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка» и т. д.
Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей.
Чем же семья может помочь детям?
Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.
Список литературы :
-Николаева. С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. –М. : Мозаика-Синтез, 2004г.
-Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада». Конспекты занятий. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2008г.
-Павлова. Л. Игры как средство экологического воспитания. Дошкольное воспитание. -2002г. №10.