Ирина Ярцева
Консультация для родителей «Искусство быть родителем»
Каждый любящий родитель задумывается о том, как правильно воспитать своего ребёнка. Мы, родители, делаем очень много для того, чтобы наши дети были счастливыми… Учим их, воспитываем, заботимся, переживаем, поддерживаем и помогаем. Но не всегда видим с собой счастливых детей. А ведь наши дети – наше отражение, отражение наших радостей и горестей, успехов и неудач, взлётов и падений. Они учатся, глядя на нас, и это очень важно и ответственно – быть родителем! Но нигде – ни в школе, ни в семье, ни в институте – никто не учил нас «Искусству быть родителем». И если дети – наше отражение, то какими же тогда должны быть взрослые, чтобы рядом с ними ребёнок вырос счастливым, радостным, здоровым, успешным, любящим, умеющим любить и верить в себя?
Публикация «Консультация для родителей „Искусство быть родителем“» размещена в разделах
Многие современные родители, обеспечивая своих детей красивой одеждой, хорошей едой и дорогими игрушками, называют всё это полной заботой о ребёнке, и даже любовью. И причё м окружающие думают также: пришёл ребёнок в садик или в школу в красивой, дорогостоящей одежде и с мобильным телефоном в кармане : «О, как же заботятся о нём родители! Стараются, чтоб не было нужды ни в чём». А нужда как раз есть. Занятые дети стали удобны и как-то незаметны. Конечно, когда ребёнок приносит домой двойки, не слушается или грубит старшим, родители думают : «Почему он так себя ведёт? Мы ведь стараемся, вкладываем в него все наши силы, время и средства! По сравнению со сверстниками, у него всё есть!» Всё? Нет, не всё. Очень часто, такие дети несчастны, бедны, им не хватает самого простого – доброго человечного общения и эмоциональной близости с родителями. Потребность в дружеском, добром общении, как и само общение – вот, что перестало действовать в семье, потому что этим не пользуются. Общение – это не вопрос «ты уже обедал?» или «почему ты до сих пор не спишь?», это не нравоучения, нотации или команды. Это доброжелательный настрой родителя и ребёнка друг на друга, желание и умение в первую очередь родителя выслушать и понять чувства ребёнка, вникнуть в его внутренний мир, переживания, и принять, а не превращаться в жандарма, который только строго требует порядка, послушания и покоя. Потому что у родителей или на работе как всегда проблемы или «и так уже голова болит». Знакомые ощущения, не так ли?
Дети дошкольного возраста. Этот возраст, когда происходит становление основных характеристик личности, когда ребенок начинает впервые осознано относиться и выделять хорошее и плохое.
Именно семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. От того, какая атмосфера является доминирующей в семье, зависит то, каким будет поведение малыша в дальнейшем. Наблюдая ссоры и постоянные конфликты, ребенок может вырасти тревожным и агрессивным, тогда как безразличие родных сделает его безынициативным. Но и чрезмерное опекунство тоже плохо, ведь оно уничтожает самостоятельность малыша. Как вырастить ребенка счастливым и быть ему хорошими мамой, папой и бабушкой, понять достаточно сложно, но при желании все это реально осуществить.
Типы семейных взаимоотношений
Каждая семья имеет свою определенную систему воспитания, зачастую она складывается неосознанно. Существует четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат
При выраженном диктате в семье некоторые ее члены (чаще взрослые) систематически подавляют инициативу и чувство собственного достоинства у своих родных людей. Конечно же, родители имеют право предъявлять к ребенку некоторые требования, однако применять в данном случае насилие и приказ нельзя. Столкнувшись с сопротивлением ребенка, можно увидеть с его стороны обман, лицемерие, грубость и даже ненависть. Если же все-таки сломить это сопротивление, то вместе с ним можно сломить и такие ценные качества, как самостоятельность, инициативность, веру в себя и чувство собственного достоинства.
Авторитарность матери и отца, игнорирование мнения и интересов ребенка, систематическое лишение права голоса – все это в будущем приведет к серьезным неудачам в формировании его личности.
Опека
Родители своим трудом обеспечивают удовлетворение любых потребностей ребенка и ограждают его от всех забот, трудностей и проблем. Этот тип отношений является опекой в семье. По сути, мама и папа своим поведением блокируют процесс подготовки ребенка к столкновению с той реальностью, которая ожидает его за порогом родного дома.
Дети, выросшие под чрезмерной опекой, оказываются неприспособленными к коллективной жизни. В переходном возрасте их ожидают серьезные срывы. К тому же такой ребенок вскоре начинает восставать против чрезмерной опеки родителей. Как и при диктате, у детей, выросших под чрезмерной опекой, отсутствует самостоятельность и инициатива.
Невмешательство
Семейные отношения, которые подразумевают независимое существование взрослых от детей, могут порождаться тактикой «невмешательства». В данном случае есть два «мира» : взрослые и дети, при этом переходить эту намеченную линию нельзя. В основе данного типа взаимоотношений чаще всего лежит пассивность матери и отца, как воспитателей.
Сотрудничество
При сотрудническом типе взаимоотношений все цели в семье достигаются общими усилиями. В этой ситуации лучше всего можно преодолеть эгоистический индивидуализм ребенка. Семья же обретает особое качество и становится настоящим коллективом.
В становлении личности ребенка большую роль играют и стили семейного воспитания, среди которых можно выделить:
• - демократический (стиль «согласия», при котором учитываются, прежде всего, интересы ребенка);
• - попустительский (ребенок предоставлен сам себе);
• - авторитарный (стиль «подавления», при котором родители навязывают ребенку свое мнение).
Роль семьи в воспитании ребенка может носить как положительный, так и отрицательный фактор. В чем заключается положительное воздействие? В том, что ребенка окружают близкие ему люди – мать, отец, дедушки и бабушки, братья и сестры, и никто другой не может ребенка любить и заботиться о нем больше, чем они. Одновременно с этим никакой другой социальный институт не может принести больше вреда, чем семья.
Ведь семья – своеобразный коллектив, и в воспитании ребенка он играет главную и важнейшую роль. Может быть, вы тоже замечали, что у тревожных матерей вырастают такие же тревожные дети? Видели, как родители, страдающие излишним честолюбием, подавляют своих детей, и они растут с комплексом неполноценности? Если отец несдержан и его что угодно может вывести из себя, он будет показывать дурной пример своему ребенку, вырабатывая в нем похожий тип поведения и т. п.
Возникает естественный вопрос – как сделать так, чтобы отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка сводилось к минимуму? Прежде всего, необходимо точно определить, какие именно социально-психологические факторы внутри семьи имеют воспитательное значение.
Необходимо помнить, что в воспитании ребенка главная цель – достичь между маленьким человеком и родителями душевного единения, нравственной связи. Но даже когда ребенок достиг более зрелого возраста, все равно нельзя пускать на самотек процесс воспитания и оставлять подростка наедине с самим собой. Свой первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье, здесь он делает первые наблюдения и учится, как нужно вести себя в различных ситуациях. И здесь важны конкретные примеры – чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось нашими делами, чтобы он видел, что у родителей теория не расходится с практикой. Например, если вы учите свое чадо, что врать нехорошо, а сами тем временем от этого правила отходите, все ваши нравоучения пойдут насмарку.
В наших детях мы невольно видим свое продолжение, мы хотим, чтобы они реализовали определенные установки и идеалы, чтобы они достигли большего, чем совершили мы.
Если у родителей – разные подходы к воспитанию ребенка, это приводит к возникновению конфликтной ситуации.
В первую очередь родителям необходимо найти компромисс, прийти к общему знаменателю, убедить друг друга. Компромисс как раз в том и заключается, что главные требования обеих сторон удовлетворены. Принимая решение, один из родителей должен помнить о том, что думает по этому поводу второй.
Все вопросы, связанные с воспитанием, лучше обсуждать без присутствия ребенка, чтобы он не видел ваших противоречивых позиций.
Дети моментально "схватывают" то, что говорят родители, и чтобы добиться своей сиюминутной выгоды, могут ловко маневрировать между обеими родителями - обычно "маневры" идут в сторону непослушания, плохой учебы, лени и т. д.
Поэтому, принимая решение по тому или иному вопросу, родители должны во главу угла ставить не собственные интересы и взгляды, а то, что будет нужным и полезным ребенку.
Со временем между взрослыми и детьми вырабатываются определенные принципы общения.
1. Восприятие ребенка таким, какой он есть (его принятие).
2. Сопереживание (эмпатия, когда родители смотрят на проблемы глазами ребенка, принимая (и воспринимая) его позицию по этому поводу.
3. Конгруэнтность - под этим термином подразумевается, что взрослый человек адекватно относится к происходящему.
Есть еще такое понятие, как "безусловная любовь", когда родители любят ребенка не за что-либо (красив, умен, общителен, а просто за то, что он есть, и воспринимают его таким, каким он является на самом деле.
Некоторые родители любят свое чадо только тогда, когда он послушен, хорошо учится и ведет себя так, как родители считают правильным. Если ребенок не отвечает чаяниям таких родителей, их отношение к нему меняется в худшую сторону. В отношения это приносит дополнительные трудности - ребенок перестает быть уверенным в своих родителях, он перестает чувствовать эмоциональную безопасность, которая должна ощущаться с самого момента рождения. Это - обусловленная любовь.
Хуже всего, когда ребенок вообще не принимается родителями. Он для них безразличен и даже может родителями отвергаться - так часто происходит, например, в семьях алкоголиков. Но это может произойти и в благополучных семьях. Например, когда ребенок не запланированный, во время беременности и родов были серьезные проблемы и т. д. Часто родители даже не осознают, что на подсознательном уровне ребенок ими отвергается. Пример - мама красива и молода, а девочка некрасива, закомплексована, замкнута. Маму такой ребенок просто раздражает.
Три способа открыть ребенку свою любовь.
1. Слово. Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребенка за руку. Погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его невозможно.
3. Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите, что хотите.
Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.. И пусть иногда что-то не получается, главное – пробовать, пытаться и, конечно, думать головой, а не пускать все на самотек. Ведь характер ребенка в ваших руках и дальнейшая его судьба во многом зависит от того, что дали человеку в детстве вы - родители.
Роль матери и отца в воспитании ребенка
Роль матери в семье – одна из самых важных. Взаимоотношения между мамой и ее ребенком действительно влияют на все сферы жизни малыша, от них зависит и то, как вообще сложится его жизнь в дальнейшем.
Прежде чем браться за воспитание ребенка, необходимо обратить внимание и на свое собственное воспитание. Малыш чувствует свою маму и будет перенимать ее эмоции и поведение в свою жизнь. В период младенчества нужно давать ребенку как можно больше любви и заботы, уделять ему много времени и внимания. Так он вырастет гармоничной и полноценной личностью.
При плохом обращении мамы с малышом у него нарушаются эмоциональные связи, искажается понятие собственного «Я». Кроме того, большая роль в социализации и воспитании ребенка зависит и от отношений между родителями и отношений мамы с окружающими людьми. Главное – помнить о собственном воспитании и любить своего малыша.
Роль отца в семье заключается в следующем:
• - в физическом воспитании и развитии двигательных функций ребенка;
• - в расширении интеллектуального кругозора (с помощью головоломок, конструкторов и других игр);
• - в выстраивании корректных отношений внутри семьи;
• - в обучении малыша соблюдению социальной иерархии;
• - в формировании поведенческой модели ребенка.
Какая роль в воспитании детей отводится бабушкам и дедушкам?
Бабушки и дедушки всегда хотят дать своим внукам все самое лучшее. Однако их воспитание является лишь поверхностным. Родители не должны позволять им переступать дозволенную грань. Роль бабушки и дедушки, прежде всего, состоит в том, чтобы быть связующим звеном между старшим и подрастающим поколением. На этом их влияние заканчивается.
Воспитание сильной и гармоничной личности
Существуют некоторые внутрисемейные факторы, которые имеют воспитательное значение. С их помощью можно уменьшить отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, в то же время увеличив влияние положительное.
При воспитании ребенка необходимо соблюдать следующие правила:
• - находить время, чтобы просто поговорить с малышом;
• - принимать активное участие в семейной жизни;
• - интересоваться проблемами ребенка, способствовать его всестороннему развитию и вникать в его жизненные сложности;
• - не давить на ребенка, таким образом, помогая ему самому принимать решения;
• - иметь представление о жизненных этапах ребенка;
• - принимать ребенка как равноправного партнера, который пока что имеет меньший жизненный опыт;
• - уважать право малыша на собственное мнение;
• - относиться с уважением к желанию и стремлению любого члена семьи самосовершенствоваться и делать карьеру.