Анастасия Шумилина
Консультация для родителей «Игры с каштанами и желудями на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«ИГРЫ С КАШТАНАМИ И ЖЕЛУДЯМИ НА ПРОГУЛКЕ».
Для развития ребенка можно использовать не только игрушки. Сейчас осень и замечательный «дидактический материал» в буквальном смысле валяется у нас под ногами. Речь идет о каштанах, шишках и подобных мелочах, которые малыш обычно находит во время прогулки. Как превратить их в уникальные учебные пособия?
Публикация «Консультация для родителей „Игры с каштанами и желудями на прогулке“» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Каштан. Наблюдения на прогулках
- Консультации для родителей
- Природный материал. Консультации
- Прогулки. Консультации
- Темочки
«Я не понесу домой этот мусор!» – говорит мама трехлетнему ребенку, который вот уже полчаса с восторгом носится по каштановой аллейке и складывает в ведерко гладенькие, блестящие каштанчики, только что «вылупившиеся» из колючей шубки. Но разве можно оставить такие сокровища на улице? Для малыша это сродни потере чего-то очень важного и нужного. К тому же, с собранным природным материалом, со всеми этими каштанами, желудями, шишками, камешками, веточками, листиками можно придумать множество увлекательных и полезных игр!
Зачем нужны каштаны?
Нередко в описаниях игр сказано, что маме нужно подготовить какой-нибудь специальный материал: вырезать из картона кружочки и квадратики, зайчиков и елочки или еще какие-нибудь фигурки для того, чтобы затем их пересчитывать, выкладывать последовательности, узоры… Но те природные «сокровища», которые малыш с таким удовольствием собирал во дворе, с успехом заменят все эти кружочки и квадратики. Получается двойная польза: и с «сокровищами» не нужно расставаться, и они не превратятся в бесполезный мусор, а станут участниками веселых игр и затей!
К тому же, природный материал – самая безопасная и экологически правильная игрушка для крохи. Как приятно держать каштаны в руках : они такие гладкие и теплые. А желуди! Вон как блестит отполированный природой бочок. Такие игры полезны для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности, ловкости пальчиков, усидчивости, аккуратности. Для полноты картины добавим к этому развитие мышления, расширение знаний об окружающем мире, экологическое воспитание, навыки классификации, первые математические представления…
Есть только одно «но» : не оставляйте малыша во время игр «наедине» с желудями и каштанами. Все-таки эти природные подарочки достаточно мелкие. И крохе может захотеться попробовать их на зуб. Лучше играйте, фантазируйте, придумывайте вместе!
Итак, с желудями, каштанами, шишками можно придумать множество простых игр даже для самых маленьких ребятишек. Но любая из них, несмотря на кажущуюся простоту, непременно будет развивать множество важных и полезных навыков.
«Путалки». Нам понадобится 2–3 пластиковых стаканчика и каштан или желудь. Прячем каштан под одним из стаканчиков, а потом несколько раз передвигаем стаканы, меняя их местами. Малыш должен постараться проследить за вашими движениями и показать, под каким стаканом каштан. Эта игра, напоминающая манипуляции «наперсточников», на самом деле очень полезна для развития внимания и памяти. Конечно, если играть в нее по-честному.
Что в мешочке? Сложите несколько ка-штанов, желудей, шишек, грецких орехов, шляпки от желудей, веточки, кусочки коры в непрозрачный мешочек или маленькую сумочку. Завяжите малышу глаза. Обычно ребятишки очень любят такие загадочные игры. Пусть теперь маленький сыщик достанет из мешочка первый попавшийся предмет и постарается определить на ощупь, что это такое. Игра развивает мышление, моторику, тактильную чувствительность.
Игры должны быть интересными и веселыми. Это их непременное условие. Наши каштаны и желуди как раз помогут такие игры организовать…
«Меткий стрелок». Ну, это совсем просто! Но зато как весело! Ставим на некотором расстоянии от ребенка подходящую емкость (детское ведерко, миску и т. п.) и пусть тренирует ловкость и глазомер, забрасывая в нее каштаны и желуди.
«Яичный снайпер». Тоже будем бросать каштаны на меткость, но чуть иначе. Возьмите лоток от яиц, разложите в ячейки завернутые в фольгу орешки, курагу, изюм – что-нибудь вкусненькое. Теперь устроим соревнование: попал в ячейку каштаном или желудем – забираешь угощение себе. Может, и папа захочет поучаствовать? Непременно, если в качестве сладкого выигрыша будет и какое-нибудь его любимое лакомство…
В эту игру лучше поиграть в коридоре или в комнате, где нет бьющихся предметов, например больших зеркал. Соорудите ворота из кубиков. А затем отойдите с малышом на небольшое расстояние и катите каштаны, стараясь, чтобы они попадали точно в ворота.
«Магазин». А почему бы вам не поиграть в магазин? Это очень полезная игра, расширяющая знания ребенка об окружающем мире, развивающая речь, помогающая проиграть сюжет и «примерить» на себя разные роли: побыть сначала продавцом, а потом покупателем. А собранный на улице природный материал может стать хоть продуктами, например разными овощами или сладостями, хоть деньгами. «Сколько стоит этот мишка?» – «Три каштана!»
Желуди и шляпки. Для игры вам понадобятся желуди и их «шляпки» (в ботанике они называются «плюска»). Представьте вместе с малышом, что желуди – это маленькие человечки, которые потеряли свои шляпы. Подберите каждому желудю подходящую по размеру шляпку. В игре малыш будет учиться соотносить предметы по размеру.
Забавная мозаика. Фигурки из желудей мы уже выкладывали. А теперь попробуем делать разные узоры. Выложите из осеннего природного материала какой-нибудь узор и попросите малыша рядышком его повторить. Так кроха будет учиться выполнять задания по образцу. Можно познакомить малыша с понятием симметрии: если в этом углу рисунка лежит желудь, то нужно положить его и в противоположный угол. Выложите половинку рисунка, а ребенок с вашей помощью пусть «достроит» вторую часть симметрично. И, конечно, пусть кроха выкладывает свои собственные узоры, безо всяких образцов, развивая фантазию, воображение и моторику.
Математика для детей.
Математика – это ведь не только счет. Хотя, как раз каштаны и подобные предметы – лучший материал для пересчитывания. Конечно, считать мы тоже будем. А еще поиграем в интересные и полезные околоматематические игры, которые будут развивать мышление малыша.
Что лишнее? Положите перед малышом несколько каштанов и один желудь. Пусть кроха попробует разобраться, что здесь лишнее. Если ребенок еще не понимает слово «лишнее», подскажите ему: «Вот у нас семейка каштанчиков. А вот желудь. Что лишнее? Желудь лишний! Давай уберем его…» А потом среди желудей спрячется каштан, а потом красный кленовый листочек или камешек… Постепенно малыш поймет, что вы от него хотите, и будет с легкостью справляться с подобными заданиями.
«Умные окошки». Нарисуйте на листе картона домик с тремя рядами окошек по три в каждом. Дайте малышу три каштана, три желудя и три шишки (или, скажем, орешка) и расскажите, что это – жильцы домика. Каждый живет в своей квартире и выглядывает в свое окошко. Пусть сначала малыш расселит «жильцов» так, как захочет. Потом расскажите крохе, что на каждом этаже живет один желудь, одна шишка и один каштан. Пусть «переселит» жильцов согласно этому требованию. Когда все получится, усложним задачу. Теперь нужно сделать так, чтобы в каждом столбике «жильцы» не повторялись. Удастся ли малышу такое «расселение»?
Сортировочки. Ну, вот мы и доросли до игр-сортировок. Конечно, можно просто попросить ребенка разобрать каштаны, желуди и грецкие орехи на три кучки. Но лучше эту математическую манипуляцию как-то обыграть. Например, рассказать, что поросенок любит желуди, белочка – орешки, а кукла Таня хочет сделать из каштанов бусы. Поэтому очень нужно вот эту кучку осенних даров распределить между игрушками правильно. Конечно, добрый малыш не откажется помочь своим друзьям! Или можно взять три машины и разложить груз в три кузова… Вы наверняка придумаете еще множество увлекательнейших вариантов.
Ритм. Природный материал даст малышу первые представления о последовательности. Расскажите крохе, что кукла Катя захотела сделать бусы и начала нанизывать на ниточку: один желудь, один каштан, снова желудь, снова каштан. Рассказывая, выкладывайте цепочку на столе или на полу. Потом Кате позвонила подружка Маша, и бусы так и остались не нанизанными. Предложите малышу продолжить цепочку. Когда такой простой ритм будет освоен, усложняйте задачу – чередуйте разные предметы в разных последовательностях и количествах. Пусть малыш учится находить в ваших цепочках повторяющиеся фрагменты и продолжать их дальше самостоятельно.
«Раз – каштан, два – каштан». Каштаны и желуди – замечательный счетный материал. Можно придумать множество способов, чтобы малышу было интересно их пересчитывать. Например, такой. Пусть маленький математик подставит ладошку и будет выкладывать на нее по одному желудю или каштану и считать. Сколько желудей поместится в ладошку и не упадет? А, может, в следующий раз удастся побить рекорд? А сколько поместится в мамину ладошку? А в папину?