Елена Багаутдинова
Консультация для родителей «Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Где позвонили?»
Цель: учить определять направление звука.
Оборудование: колокольчик или дудочка.
Ход игры : Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.
«Жмурки с голосом»
Цель: учить определять источник и направление звука.
Ход игры : Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
«Колокольчики»
Публикация «Консультация для родителей „Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Цель – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".
Ход игры. Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким.
Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат.
Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом) .
«Что звучит?»
Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.
Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Ход игры : Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан,колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание,
«Найди пару»
Цель: учить дифференцировать неречевые звуки.
Оборудование: одинаковые коробочки, внутри которых горох, песок, спички и др.
Ход игры : Детям предлагается разобрать коробочки по парам, одинаково звучащим.
«Найди картинку»
Цель: учить соотносить неречевые звуки с животными их издающими.
Оборудование: картинки с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.)
Ход игры : педагог воспроизводит звукоподражания соответствующие показываемым картинкам. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Игра может проводиться в двух вариантах:
а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,
б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
«Определи, где звучит?»
Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.
Ход игры:
1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди,слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.
«Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»
Цель – учить определять на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.
Ход игры : дети прислушиваются и рассказывают, что они услышали и в каком направлении находится источник звука.
«Поставь по порядку»
Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.
Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры ондолжен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит". Педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах. Ребенок называет, что звучало.
Затем педагог играет на нескольких инструментах по очереди, затем предлагает разложить эти инструменты по очередности их звучания.
«Коробочка гремит»
Цель – дифференцировать неречевые звуки.
Оборудование: непрозрачные одинаковые коробочки, наполненные различными сыпучими материалами.
Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.
«Шумовые баночки»
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
Оборудование: непрозрачные одинаковые баночки, наполненные различными крупами, зернами.
Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой баночки, показывая и называя, какая крупв там лежит. Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из баночек и послушать, как они гремят, и определить, какая крупа там лежит.
Попросите найти две одинаково звучащие баночки.
«Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Ход игры : сначала педагог показывает и называет предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок определяет, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
«Узнай по звуку».
Цель: учить определять источник звука.
Ход игры : Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Найди игрушку»
Цель: учить дифференцировать силу звука.
Ход игры : Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
«Где хлопнули?»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Ход игры : Ребенок закрывает глаза, Педагог встаете в стороне от него и тихо хлопает в ладоши. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где хлопнули? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
«Что звучало?»
Цель: учить определять источник звука.
Оборудование: несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т. д, ширма.
Ход игры : педагог предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
«Угадай, что я делаю?»
Цель: учить дифференцировать звуки выполняемых действий.
Ход игры : Перед ребенком лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определё нные действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т. д.
Игра «Высоко – низко»
Цель: учить дифференцировать неречевые звуки по высоте звучвния, развивать слуховое внимание.
Ход игры : Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.
«Угадай, что делать»
Цель: учить различать силу неречевых звуков.
Оборудование: по два флажка на каждого ребенка, бубен.
Ход игры : если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.
«Угадай, кто идет»
Цель: учить различать темп и ритм неречевых звуков.
Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.
Ход игры : Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.
«Кто стучится?»
Цель: развивать слуховое восприятие, дифференциацию ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Ход игры : взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.