Тамара Белолипецкая
Консультация для родителей и воспитателей «Сенсорные игры для детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и воспитателей
Сенсорные занятия и игры
«Мир на кончиках пальцев»
Воспитатель Белолипецкая Тамара Ивановна.
ГБДОУ «Детский сад 46»
Санкт-Петербург 2022 г.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»
В. Д Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Сенсорные игры для детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
К 3-м годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.
Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем воспитателю и родителям надо знать чему учить, и какими методами пользоваться.
В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2-4 лет – наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, речи, накоплений представлений об окружающем мире.
Правильное восприятие цвета, формы, величины и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Специальные сенсорные занятия и игры позволяют уменьшить эмоциональное напряжение у детей, формируют доверительное отношение к окружающему миру, создают бодрое и оптимистичное настроение. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.
Специальные игры, оборудование возбуждает интерес детей младшего возраста (2-4 года, стимулирует их исследовательскую деятельность, помогает развитию мышления, памяти, внимания, речи.
Чаще всего сенсорные игры выполняются детьми сидя за столом. Для поднятия интереса детей проведение ряда игр целесообразно проводить в спортзале, используя обручи, шнуры и знаки, что гораздо привлекательнее для детей. В процессе выполнения заданий вводится игровая мотивация, детям даются расчлененные инструкции, пояснения.
Задачи:
- развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;
- развитие зрительно-моторной координации;
-точность движений и внимания;
- формирование математического мышления (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
- происходит эмоциональное и творческое развитие.
Единственное «НО» – ребенок не должен тянуть пуговицы в рот или засовывать в нос.
Содержание работы:
-сортируем пуговицы по цвету, размеру, форме с опорой на баночку, мисочку, кузов машинки, чашечку и т д. такого же цвета.
-сортируем пуговицы по размеру с опорой на величину баночек.
-бусы из пуговиц. Шнуруем: а. по цвету с опорой на цвет шнурка, б. по размеру,
в. чередуя пуговицы по размеру или цвету с опорой на образец.
-выкладывание из пуговиц «Заплатки» с опорой на цветовую схему-картинку (содержание картинок соответствует лексическим темам)
-выкладывание из пуговиц и других различных материалов (деталей геометрического набора, счетных палочек) с опорой на схему способом наложения.
«Заплатки».
Задачи:
-развитие зрительно-моторной координации малышей;
-закрепление знаний по лексическим темам.
Кроме пластилина, точки можно заполнить наклейками, пуговицы, конфеты. Или закрасить толстыми маркерами, краской, набранной на ватные тампоны.
Пластилиновые заплатки представлены в соответствии с лексическими темами, например, транспорт, животные, насекомые, новый год, зимние забавы, пасха и т. д.
«Игры с пластилином»
Задачи:
-знакомство со свойствами пластичных материалов;
-обучение приемам работы с пластилином;
-развитие мелкой моторики, творческого воображения;
-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;
Содержание работы:
-лепка колбасок, шариков, прищипывание, отщипывание маленьких кусочков, разрезание пластилина стекой и тд
-»Заплатки» различной тематики;
-пластилинография с добавлением круп и природного материала;
«Игры с мозайкой»
Задачи:
-развитие внимания, аккуратности и терпения,
-развитие мелкой моторики;
-знакомство и закрепление цвета;
-учить рассортировывать фрагменты по цвету;
-обучения выкладыванию узоров по схемам;
-обучение начальных навыков счета;
-развитие пространственного воображения, знакомство с симметрией;
-использование мозаек разной формы и размера (крупную сотовую, среднего размера тычковую).
Содержание работы:
-сортируем фрагменты по цвету, размеру, форме с опорой на баночку, мисочку, коробочку и т д. такого же цвета.
-заполнение цветных контуров фрагментами такого же цвета, создание композиций (желтое солнышко, зеленая травка, синяя туча)
-выкладывание симметричных узоров с опорой на образец.
-выкладывание картин по цвету с опорой на схему способом наложения.
-выкладывание разноцветных дорожек чередуя фрагменты по цвету с опорой на образец.
-выкладывание узоров с опорой на схему пересчитывая количество необходимых фрагментов в каждом ряду.
«Игры с пирамидками»
Задачи:
-развитие мелкой моторики и координации рук малышей и как следствие -речевых навыков.
-знакомство с размерами, соотношениями «больше-меньше».
-формирование навыков ориентирования в пространстве.
-развитие памяти, внимания, начальных навыков счета.
-использование пирамидок различной формы (прямоугольные, конусообразные, в виде грибков, геометрических фигур, героев сказок и т. д, цвета (одноцветные, разноцветные, размеров (настольные, напольные, из различных материалов (пластиковые, деревянные, тряпичные, в виде формочек вкладышей.
Пирамидку можно так же использовать для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
«Игры с матрешками»
Строим на полу «высотный дом» для зверюшек. Матрешка-это не просто украшение декора или сувенир. В первую очередь, это старинная деревянная игрушка, игра. Которая оказывает большое внимание на развитие детей.
Задачи:
-развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;
-обучение сравнению предметов, представлению о величине, понятиям «выше-ниже», «больше-меньше»;
-научить открывать, закрывать куколок;
-научить подбирать подходящие половинки для сбора игрушки;
-учить расставлять в ряд по росту.
«Игры с волчкоми и юлой»
Задачи:
-развитие мелкой моторики;
-игры с волчком помогают познакомится с законами центростремительной и центробежной силы; свойствами равновесия во вращении, с преобразованием цвета.
«Игры со шнуровками»
Шнуровка– один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования.
Задачи:
-развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
-способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев;
-формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата);
-способствовать развитию речи;
-развитие пространственного ориентирования, закрепление понимания понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
Содержание работы:
-изготовление шнуровок из картона и деталей к ним разнообразной тематики на п/п детей (с опорой на лексические темы).
-сортируем предметы для шнурования по цвету, размеру, форме с опорой на подсказку на шнуровке, пришнуровываем.
-шнуруем бусы : по цвету, по размеру, чередуя по размеру или цвету с опорой на образец.
-игры с деревянными шнуровками «Крокодил», «Новогодняя елка», «Фруктовое дерево».
«Игры с Чудесными предметами».
Задачи:
-развитие кинестетических ощущений;
-развитие восприятия цвета, формы;
-закрепление навыков счета в пределах 5;
- умение сотрудничать со взрослым.
Содержание работы:
-игры с Чудесным мешочком и предметами к нему.
а. Определение предметов на ощупь (форма, размер, материал);
б. Нащупай и вытащи тот предмет, который я назову;
г. Вытащи названное количество предметов (один-много, 1-5)
-игры с Чудесной коробкой : вытаскивание предметов через отверстия в ней.
а. Определение предметов на ощупь (форма, размер, материал);
б. Нащупай и вытащи тот предмет, который я назову;
г. Вытащи названное количество предметов (один-много, 1-5)
«Игры с прищепками».
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук; тактильных ощущений;
-развитие творческого воображения, логического мышления;
-закрепление представлений о цвете, дифференциация цветов, чередование цветов;
-соотнесение соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти;
Содержание работы:
-изготовление основ для прищепывания в виде солнца, елочек, травы, птичек и т. д с опорой на лексические темы;
-прикрепление прищепок по тематике (лучики к солнцу, крылья к бабочке, лепестки к цветку и тд) Составляем сказку по получившимся картинкам ( Н: Выглянуло солнышко, цветок раскрыл свои лепестки, на цветок прилетела бабочка и тд).
- сортируем прищепки по цвету с опорой на подсказку-основу, прищепываем;
- чередование прищепок по цвету (два цвета);
-соотнесение количества прищепок с цифрой: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти;
-проявление творчества: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности (доделать недостающие детали предметам).
«Игры с сортерами»
Подбираем формочки и отверстия.
Задачи:
-развитие мелкой моторики;
-развитие логики и мышления;
-учить подбирать формочки к отверстиям;
-тренироваться собирать сортер разными руками поочерёдно, развивать координацию рук;-учить собирать сортер с завязанными глазами;
-использование сортера в качестве шнуровки;
-развитие творческого воображения: использования деталей сортера в качестве предметов-заместителей в игре («конфетки» для зайки», «лодочки» для игр с водой и т. д)
-закрепление графических навыков, :использование граней и деталей сортера в качестве трафаретов и шаблонов.
«Игры с вкладышами»
Вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Делятся на рамки-вкладыши (дети подбирают целостное изображение к контуру вкладыша) и картинки-вкладыши (представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение).
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук, сенсомоторную координацию, целостное восприятие изображения;
-развитие умения подбирать предметы по форме, размеру, составлять из частей,
-закрепление знаний по различным лексическим темам, обогащение словаря;
-любознательность, познавательный интерес;
-использование вкладышей в качестве лото;
-использование деталей от рамок-вкладышей в качестве шаблонов для рисования.
«Подбери по цвету, форме, размеру».
Задачи:
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
-развитие мелкой моторики.
Содержание работы:
-игры с пуговицами, мозайкой, пирамидками, прищепками, шнуровками;
-игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
-настольное-печатаные игры (лото, домино) соответствующей тематики;
-игры с цветными цепочками;
-напольные игры «Составь цветок» (цвет, «Составь цветок» (форма, «Составь снежинку»(цвет)
-напольная игра «WAI TOY”;
-игры с шариками из сухого бассейна «Соберем урожай в разноцветные сумки», «Сварим компот в цветных кастрюлях» (цвет)
-игры с большими и малыми мячами (размер)
-игры с «Разноцветным скворечниками»
-использование раскрасок для детей младшего возраста с цветными контурами.
«Игры с разрезными картинками».
Разрезная картинка — это картинка, разрезанная по прямым (как правило) линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении.
Задачи:
-развитие мелкой моторики;
-развитие наглядно-образного мышления;
-усложнение материала из-за увеличения количества деталей;
-развитие сосредоточенности, наблюдательности, воображения, зрительного восприятия,;
-формирование целостного представления о предмете.
Содержание работы:
-игры «Разрезные картинки» настольные из двух, трех, четырех, пяти частей разнообразной тематики;
-игры «Разрезные картинки» напольные из двух, трех, четырех частей.
«Выкладывание изображений» из счетных палочек, зубочисток, деталей геометрического набора, пуговиц, круп.
Задачи:
-развитие мелкой моторики, логического мышления;
-формировать умение составлять изображения из счетных палочек, зубочисток, деталей геометрического набора, пуговиц и т. д способом наложения на картинку-образец;
-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;
-закреплять знания по лексическим темам.
«Игры с Блоками Дьенеша».
Венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш придумал логические блоки. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.
Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Задачи:
-развитие мелкой моторики, логического мышления;
-закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);
-их признаках (величина, толщина)
-цвете (красный, синий, желтый)
-развитие умения выявлять и абстрагировать свойства фигур;
-развитие умения оперировать одним свойством т. е. выявлять, абстрагировать одно свойство, классифицировать и обобщать на его основе;
-учить выкладывать изображения способом наложения с опорой на схему;
-использование в работе пособий Б. Б. Финкельштейн «Маленькие логики».
Содержание работы:
-сортируем блоки по цвету, форме, размеру, толщине;
-определяем блоки на ощупь в «Чудесном мешочке» или «Чудесной коробке»;
-находим блок согласно инструкции «Н: большой, синий, круглый. Толстый»;
-составляем цепочку-«бусы» согласно заданному ритму (чередование деталей с изменением одного признака)
-выкладывание из блоков изображений с опрой на схему способом наложения.
«Выкладывание из палочек Кюизенера».
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Задачи:
-развитие мелкой моторики, логического мышления;
-формировать умение составлять изображения из палочек Кюизенера способом наложения на картинку-образец;
-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;
-закрепление знаний по лексическим темам;
-использование в работе пособий Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», «Посудная лавка».
Литература:
Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию».
Цвынтарный В. В. «Играем с пальчиками, развиваем речь»
Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
Новиков В. П, Тихонова Л. И. «Игры и развивающие занятия с палочками Кьюизенера».
Глушакова О. А, Дедова С. И. «Веселые счетные палочки».