Анатолий Бодров
Консультация для родителей и педагогов «Развитие выразительности движений, их эстетическое оформление»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений. Достижение выразительного движения – своеобразная «сверхзадача» двигательного воображения (конечно, там, где оно не стоит как прямая задача: например, в театральной или танцевальной деятельности). В конечном счёте двигательное воображение – не только построение нового образа и «вхождение» в него. Это ещё и передача через образ определённого содержания. Которое адресуется другому человеку. Наши наблюдения показывают: способность к подобной передаче образа стихийно возникает лишь у отдельных детей. В целом же она нуждается в формировании при помощи отдельных средств, в качестве которых Программа рекомендует, в частности, игровые занятия на перевоплощения типа «На какую вещь ты похож?», «На какое животное ты похож?», подвижную игру «Путешествие по дну моря» и др. Кроме того, ориентирует педагога на широкое использование двигательных инсценировок-драматизаций. В отличии от пантомимы и театральных игр, которые развиваются по заранее подготовленному сценарию, последние представляют собой разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки в форме двигательной импровизации. При отборе содержания используют литературный материал, произведения фольклора, сюжеты, вымышленные и реальные, взятые из повседневной жизни.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Развитие выразительности движений, их эстетическое оформление“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В обобщённой форме выразительные движения выступают как символические. Поэтому символизация движений – одна из ведущих линий развития их выразительности. Эта линия также представлена в Программе.
Движение и символ объединяет универсальность: первому присуща «универсальная пластичность» (В. В. Давыдов) – безграничная воспроизводимость в движении любых. Сколь угодно сложных форм вещей; второму – «всеобщее оборотничество» - возможность замещения символом любого содержания (А. Ф. Лосев).
Символ расширяет круг функций движения, придавая ему смысл обращения к другому человеку, даже если этот «другой» - сам субьект движения, т. е. ребёнок. Благодаря символизации, движения превращаются для ребёнка и других людей (сверстники и педагоги) в предмет углубленного познания (понимания) и обобщённого эмоционального переживания, вызывая у них ценностное отношение к возможностям движущегося человеческого тела. В итоге возникает своеобразный «язык движений», на котором может быть выражен творческий потенциал ребёнка.
Логическое продолжение работы по развитию выразительности движений – эстетическое оформление двигательного опыта детей. Его основа – сопряжения движений и музыки. Эта традиционная для практики проблема получает в программе новое преломление. На последний план выступает не музыкальное сопровождение занятий («озвучивание» движений) само по себе, не введение элементов аэробики или шейпинга как таковое, не выработка у детей некоторых хореографических умений. По нашей методической задумке. Музыка должна не только озвучивать движения ребёнка, сколько выступать для него объектом двигательного освобождения. По-другому это можно назвать восприятие музыки через движение. Причём это активное восприятие, когда средствами движения как бы достраивается смысловое поле определённого материала. Через движения могут быть переданы достаточно сложные и в иных ситуациях недоступные дошкольникам образы, например такие универсальные феномены. Как жизнь, душа, мысль и др.