оксана тимофеева
Консультация для родителей и педагогов: «Изящные» выражения в лексиконе детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Изящные» выражения в лексиконе детей.
Услышать нецензурную лексику сегодня можно повсюду. Во дворе, в транспорте, по телевизору и даже в детском саду или школе окружающие нередко употребляют бранные слова. Иногда мы не в силах оградить от этих слов своих детей, которые часто невольно становятся свидетелями словесных перепалок взрослых. Рано или поздно каждый малыш произносит то или иное «крепкое словцо». Что оно значит, в жизни ребенка и как с ним бороться?
Первые словечки
Публикация «Консультация для родителей и педагогов: „Изящные“ выражения в лексиконе детей» размещена в разделах
Впервые мама и папа слышат бранные слова от 2-3-летних малышей. В этом возрасте дети говорят их, не задумываясь о смысле, им просто нравится звучание или интонация, которой произносятся ругательства. Кроме того, слушая, с помощью каких слов родители общаются друг с другом, ребенок копирует модель их поведения. В 4-6 лет малыш уже начинает играть со словами, таким образом, познавая мир эмоций и чувств. Употребляя нехорошие слова, он проверяет, действительно ли мама и папа его любят, слышат и готовы отреагировать на любую трудность, с которой он столкнулся. Ближе к школьному возрасту, ребенок может сквернословить в сложных конфликтных ситуациях, когда явно выражено физическое превосходство противника или когда он пытается установить свое главенство в микросоциуме. В этом возрасте ребенок уже осознанно адресует «крепкие выражения» конкретному человеку. 12-14-летние подростки копируют модель поведения сверстников. Также они хотят быть уверенными и верят, что употребление нецензурной брани сделает их взрослее в глазах окружающих, придаст им силы. Для них бранные слова это как своего рода приобщение к миру взрослых. Подростки убеждены, что, начав ругаться «как все», они станут самостоятельнее.
Кто это сказал?
«При появлении в лексиконе ребенка бранных слов нужно, обратить внимание в первую очередь на то, как родители разговаривают между собой. Зачастую взрослые не замечают, какие выражения используют в присутствии малыша. Чтобы предупредить употребление сыном или дочкой бранных слов, нужно внимательно следить за собственной речью. Следует помнить, что малыш во всем подражает родителям, поэтому нельзя требовать от него поведения, отличающегося от принятого в семье». «Принести» крепкое словцо ребенок может и из детского сада или школы. В этом случае родителям необходимо узнать у воспитателя, от кого ребенок мог услышать ругательства. Если нецензурные слова произносит ребенок, подействовать на него можно разными способами. Для одних малышей значимой фигурой являются родители. Они должны объяснить сыну или дочке, что ругательства доставляют боль друзьям и обижают их. Но в группе могут быть дети разных социальных и культурных слоев. В семьях, где принято ругаться матом, родители не пользуются авторитетом у детей. В этом случае малыши будут прислушиваться скорее к мнению сверстников. В практике был такой случай. В группе был ребенок, родители которого постоянно общались с помощью нецензурных выражений, малыш тоже не пропускал ни одного ругательства. Но детям в группе не нравилось общаться с этим мальчиком. Воспитатели и остальные родители мучались, думая как решить эту проблему. Одному мальчику мама стала читать сказки, в которых культивировался образ сильного духом человека. Когда ребенок стал идеализировать этих героев, он понял, насколько важно иметь собственное мнение. В результате он сделал замечание ругающемуся мальчику, попросив его не выражаться во время совместных игр. И это помогло: у всех ребят сформировалось представление о том, что эти слова в приличном обществе недопустимы.
Требую внимания!
Прежде чем отучать сына или дочку от употребления бранных слов, родителям нужно понять причины, по которым ребенок их произносит. Малыш может не уметь снимать напряжение. Родителям нужно научить его выражать свои чувства иным способом. Главное - донести до ребенка мысль о том, что употреблять бранные слова неприлично. Например, можно вместе с сыном или дочкой придумать допустимые ругательства: «Мне это не нравится», «Я очень зол».
Еще одна причина употребления нецензурной лексики - привлечение внимания старших. Малышу может просто не хватать родительской любви и ласки. Дети, которым не хватает внимания родителей, могут злословить для того, чтобы их заметили, чтобы с ними эмоционально пообщались. Они выбирают отрицательные эмоции, а не безразличное отношение к себе. Начать ругаться ребенок может и для того, чтобы заставить уважать себя. Некоторые дети замечают, что за грубыми словами стоит позиция силы, решительности и превосходства. В данной ситуации необходимо показать сыну или дочери, что на вас такой способ привлечения внимания не действует, что вы не считаете ругань проявлением силы.
Как бороться?
Как же бороться с нецензурными словами? Делать это лучше сдержанным, спокойным тоном. В первую очередь маме и папе нужно рассказать малышу, что на свете есть слова-спасители, приносящие покой и радость, но есть и слова-разбойники, которые обижают человека, вызывают боль.
Ни в коем случае не надо наказывать ребенка за то, что он произнес нехорошее слово. Если малыш обронит ругательство при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.
Придерживайтесь правила: хвалить при людях, ругать наедине. Внимательно следите за собственной речью. Помните, что малышу нельзя запретить произносить слова, которые он слышит от родителей. Если ребенок ругается, твердым голосом скажите ему, что больше никогда не хотите слышать этого. Не стоит вдаваться в подробности, когда ребенок просит разъяснить смысл непонятного ему слова. Просто скажите ему, что это очень плохое грубое слово, и вы не хотите о нем говорить. Чаще читайте ребенку, чтобы пополнить его словарный запас, учите искать замену привычным, стереотипным выражениям. Зачастую грубые выражения ребенок может услышать по телевизору, поэтому родителям нужно следит за тем, какие передачи смотрит малыш.
Модель поведения родителей №1 Если ребенок агрессивен, кричит, злится, вместо того чтобы ответить ему тем же, родитель должен дать понять ему, что он услышал его чувства, например, сказать: «Я знаю, что тебя что-то очень сердит, тебе это не нравится и хочется поругаться». То есть показать, что он принимает сам факт, что ребенок сердится. Нельзя просто запретить выражать негатив.
Модель поведения родителей №2 Нужно убедиться, что внимание ребенка полностью сконцентрировано на вас. Если ребенок маленький, вы можете этого добиться, присев перед ним на корточки и взяв за руки. Смотрите ему в глаза и говорите, к примеру: «Я видел, как ты злился на воспитательницу, потому что она заставила тебя есть кашу, ты злился на нее очень сильно, да? Но я бы сказал ей тогда по-другому. Знаешь как? Я бы сказал: Марья Петровна, я так сильно злюсь на вас, что хочу даже стукнуть!»