Гаяне Арутюнян
Консультация для родителей Художественно-эстетическое развитие детей 3–4 лет средствами изобразительной деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение
центр развития ребенка № 58 «Белочка»
"Художественно-эстетическое развитие детей 3-4 лет средствами изобразительной деятельности"
Публикация «Консультация для родителей Художественно-эстетическое развитие детей 3–4 лет средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Подготовила: воспитатель
Арутюнян Гаяне Арутюновна
"Художественно-эстетическое развитие детей 3-4 лет средствами изобразительной деятельности"
Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до светлого и прекрасного…
В. А. Сухомлинский
В современном дошкольном образовании проблема художественно- эстетического развития дошкольников особенно актуальна. В соответствии с ФГОС, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) Результативность навыков изобразительной деятельности будет наиболее высокой при участии в образовательной деятельности родителей воспитанников. Рисование, лепка, аппликация, конструирование - не пустая забава для 3-х летнего малыша. Занятия ребенка с разными изобразительными материалами способствуют художественному, эстетическому развитию ребенка, дают возможность узнать свойства различных материалов. Дети учатся различать форму, цвет, величину предметов, сопоставлять, сравнивать их по этим показателям, пригонять одну форму к другой, определять способы скрепления, учатся управлять движением рук, ставить цель перед собой и осуществлять ее.
Изобразительная деятельность способствует развитию воли, воспитывает характер. Для развития детских способностей к рисованию, лепке, конструированию необходимо заинтересованное, в меру требовательное отношение взрослых к детской работе, вера в силы ребенка. С малых лет внимание малышей приковывает окружающий мир, та жизнь, которая совершается на их глазах. Родители не должны быть безучастными к тому, на что смотрит ребенок, как понимает то, что видит, какие при этом чувства его волнуют. Живое восприятие окружающего - важнейшая основа жизни ребенка. Помощь взрослого заключается в отборе впечатлений. Если они не соответствуют возрасту, пониманию ребенка, то детям от них мало пользы. Нечеткость неясность представлений о предмете, явлении ведет к не четкости в его изображении. Для изображения увиденного, понятого ребенком родителям важно приобрести все необходимое. Яркие цветные краски, карандаши, разноцветная бумага, пластилин повышает интерес ребенка к творчеству. Надо подумать и о месте, где он будет работать, где и как будет хранить материалы и продукты своего труда. Хорошо иметь для этого отдельный столик с открытой полкой. Родители должны обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел, не горбился, не наклонялся очень низко. Увлекательным видом занятий дома являются книжки-раскраски. Родители должны помогать детям в этих занятиях. Прежде всего внимательно рассмотреть каждую картинку, прочитать текст под ней, потом поговорить о цвете, которым лучше раскрасить рисунок, подумать, чем лучше раскрасить (карандашами или красками). У ребенка не сразу получится ровное и аккуратное раскрашивание. Оно может заходить за контуры рисунка. Покажите терпеливо, как следует это делать, успокойте ребенка, скажите, что они обязательно научатся. Пусть ребенок закрасит 1-2 картинки, не более, но бережно отнесется к своей работе. Похвалите его за старание. Раскрашенный до конца альбом желательно рассматривать с ребенком. Требуют внимания родителей и первые детские постройки из строительных наборов (кубиков, кирпичиков дощечек). Необходимо, что бы ребенок располагал для этого достаточно количеством форм. Важно, в нужный момент поощрить его, помочь в затруднениях, похвалить за смекалку, поставит вопрос, помогающий ему догадаться, как усложнить свою постройку. Приобретая строительный материал, не следует сразу давать ребенку полный набор, чтобы повысить интерес к дальнейшему конструированию. Если родители не могут наблюдать этот процесс, они увидят готовую работу. В этом случи дать ребенку советы, предложить новую тему для конструирования, образец и т. п. Таким образом, занятие с разнообразными материалами являются для ребенка совершенно необходимыми творческими занятиями.
Детское рисование всегда вызывает интерес многочисленных исследователей. Ученые различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон, искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества, психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей, задумываясь над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Приобщение детей к национальной и мировой художественной культуре, изобразительному искусству и народным творческим традициям, развитие эмоционально-эстетических и познавательных способностей, творчества, стимулирование их личностных проявлений, формирование субъектной позиции (позиции субъекта творческой деятельности «Я — творец») и в определенном смысле формирование основ «эстетической картины мира» (Р. М. Чумичева) и эстетического отношения к действительности.
Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников, а затем детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Дети с удовольствием рисуют, лепят, создают аппликации и конструктивные постройки, по своей инициативе экспериментируют с изобразительными материалами с целью создания более выразительного образа, интегрируют виды деятельности. Проявляются индивидуальные предпочтения в создаваемых образах, используемых материалах, воспринимаемых видах искусства, предметах и образах. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Развитие технических умений позволяет дошкольникам аккуратно и точно использовать инструменты и материалы, планировать деятельность и создавать изображения в достаточно сложных техниках (граттаж, кляксография, монотипия, ниткография, ажурная аппликация, элементы квиллинга, коллаж, конструирование из природного материала). В современном эстетическом воспитании взаимодействие ребёнка с культурой расссматривается как смысловое общение с опорой на художественный язык разных видов искусства. Основополагающими смыслами и ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, коллективизм,правдолюбие, толерантность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. (Лыкова И. А. Статья «Современный ребёнок и культура»,стр. 17.-2015г.»).
Таким образом, дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.