Ирина Леонидовна
Консультация для родителей «Характеристика возрастных возможностей детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Подготовила: Самойлова И. Л.
2019 год 12 сентября
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень развития. На основе детской любознательности впоследствии формируется познавательный интерес; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Характеристика возрастных возможностей детей 6–7 лет“» размещена в разделах
От особенностей стимулирования или организации взрослыми деятельности детей зависит продвинутость в психическом и физическом развити ребенка
Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.
Каковы же они – наши будущие первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
Развитие чувства сопереживания
• Устойчивость сопереживание значительно повышается
• Эмоциональные ситуации максимально адекватны ситуации (ребенок все яснее и острее начинает осознавать обстановку, что делает эмоциональную реакцию более отчетливой)
• Эмоции становятся основным состоянием психики. Отвлекающие факторы теряют свою значимость.
Познавательно - речевое развитие
Организация деятельности:
дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
• дети способны к простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов,
• грамматически правильно строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль)
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова придаточные предложения.
Интеллектуальное развитие:
• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей
• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
• шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
• количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2,
• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии
• дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения)
• способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка)
не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления:
• наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,
• доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
• способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.)
• способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.)
• способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом
• способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
• способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Физическое развитие:
• дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
• способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей
• способны освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.
• способны выполнять сложно координированные гимнастические упражнения
• умеет пользоваться приобретенными действиями в различных условиях. Умеет поставить двигательную задачу, выбрать способ ее решения, отразить их в словесной форме, рисунке; проявить волевые усилия, выдержку, настойчивость, решительность, смелость.
• дети способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.)
• дети способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Социально – личностное развитие:
• стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею…») самоутверждению, признанию, утверждению.
• Заранее знает хорошо или плохо собирается поступить.
• Реагирует на соответствующие стили поведения мальчиков и девочек
• Сохраняется завышенная самооценка, но способен и достаточно объективно оценивать результат своей деятельности.
• способны осознавать свое положение в системе отношений с взрослыми и сверстниками
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют
• самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться
• не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Эмоциональная сфера:
• умеет чувствовать отношение и настроение взрослых. Появляется способность управлять чувствами
особенности поведения и общения:
• ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, если навыки общения к данному возрасту сформированы.
• хорошо адаптируется к новой обстановке.
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
тонко реагируют на изменение отношения, настроение взрослых;
интерес к новым видам деятельности
• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них
• проявляют познавательные интересы
• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Произвольность:
• способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил)
• способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
И так, различные сферы шестилетки развиты неодинаково, и требовать
от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у ребенка друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашего ребенка.