Ольга Григорьева
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «готовность к школе» только на первый взгляд кажется простым и очевидным. Ясно, что ребенок должен как бы созреть к тому, чтобы пойти в первый класс и приступить к систематическому обучению. Но из чего складывается готовность ребенка к школе? Какие процессы, качества и функции должны сформироваться в дошкольном возрасте, чтобы дитя осилило новую для него и немалую учебную нагрузку?
Темочки:
Ребенок должен быть готов личностно, интеллектуально, физически, социально. Важно, чтобы на соответствующем уровне было умение общаться, а также сформировались предпосылки учебной деятельности.
Психологи отмечают, что у старшего дошкольника должна образоваться система потребностей и стремлений, связанная со школой. Такую систему называют внутренней позицией школьника. Эта позиция заметна, если дети время от времени повторяют: «Хочу учиться в школе», «Когда я уже пойду в школу?», «Скоро я пойду в первый класс». Следует отметить, что ребенок будет психологически готов к школе только при наличии учебной мотивации.
Психологи выделяют два аспекта готовности ребенка к школе:
1. Физическая готовность.
2. Психологическая готовность.
Детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику.
Психологическая же готовность является многокомпонентной и включает в себе следующие виды готовности:
• Интеллектуальная
• Личностная
• Эмоционально-волевая
• Коммуникативно-социальная
Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.
Личностная готовность подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями.
Эмоционально-волевая готовность складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника.
Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия.
Социальная зрелость проявляется в том, что дошкольник способен исполнять роль ученика, подчиняться школьному регламенту.
Итак, готовность ребенка к школе означает, что дошкольник достиг уровня развития, на котором его познавательные процессы способны воспринимать учебный материал, личность обладает волевыми качествами, приоритетны мотивы учения. И все это подкрепляется желанием идти в школу и занять новую позицию — позицию ученика с соответствующими обязанностями.