Лариса Радюхина
Консультация для родителей «Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс?»
▼ Скачать + Заказать документы
«ГОТОВА ЛИ СЕМЬЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЙ КЛАСС?»
Радюхина Лариса Валериевна,
воспитатель МБДОУ "Детский сад № 31"
г. Рязань 2016
Публикация «Консультация для родителей „Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Родители - взрослые люди, и пытаться воздействовать на них педагогически, даже из лучших побуждений, просто неэтично. Но сегодня сложилась такая ситуация, что для нормального развития дошкольников педагогический всеобуч для родителей — жизненная необходимость. И заниматься этим должны те, чей уровень педагогической компетентности достаточно высок.
В первую очередь это касается воспитателей детских садов. Они первыми принимают на себя последствия неблагоприятных тенденций, сложившихся в семье. Им и воспитывать родителей вместе с их детьми. Однако традиционные методы не всегда оказываются эффективными. Психологи доказали, что знакомство с ответами на тесты влияет на внутренний настрой и поведение тестируемого. Он старается как можно точнее соответствовать положительному результату, поэтому отвечает на вопросы теста не совсем так, как это сделал бы в ситуации незнания. Кроме того, после такого тестирования человек начинает жить и поступать несколько по-другому. Иначе говоря, он становится другим.
Давайте воспользуемся этой особенностью человеческой психологии и попробуем помочь родителям стать более мудрыми. Возможно, тогда они смогут обеспечить ребенку комфортный переход в школьную жизнь.
Тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс?» не совсем обычный. Это самотест, и он не предполагает знакомства педагогов или психолога с его результатами. Его задача — помочь тестируемому осознать последствия своих педагогических установок на характер ребенка и его успешность в школьной жизни.
Адресатами теста являются родители старших дошкольников.
Тест состоит из следующих шкал:
1) оценки содержания родительско-детских отношений;
2) педагогических акцентуаций родителя;
3) педагогических установок родителя;
4) «территории» родительского контроля.
Тест проводится в форме ответов на вопросы.
В тесте заложены типовые ситуации, с которыми придется столкнуться в школьной жизни ребенку и его семье. Проигрывание различных выходов из них в момент выбора ответа расширяет кругозор и обогащает опыт родителей. В нужный момент они обязательно сообразят, как лучше поступить.
Поэтому смело проводите игровое тестирование.
Методика проведения тестирования:
1. Анкеты с ответами родителей обратно не собираются! Родители должны об этом знать до начала участия в тестировании.
2. Варианты проведения:
а) можно заполнять по одной
шкале за родительское собрание. Всего таких собраний будет четыре в течение учебного года. Начните в сентябре — октябре. А итоговое собрание и подведение итогов этой работы сделайте в мае, перед выпускным вечером. Анкеты храните в сейфе у заведующего и раздавайте их для работы только на собрании. Не забывайте собирать анкеты в конце родительского собрания;
б) раздайте анкеты родителям на дом на неделю. Время проведения тестирования — второе полугодие или конец учебного года. Сразу же сообщите, что через неделю будет родительское собрание, на котором участники смогут узнать результаты. Ключи к тесту родителям до полного заполнения анкет не даются. 3. Варианты обработки анкет:
а) через неделю пригласите родителей на собрание. Зачитайте пошагово все процедуры обработки отдельных шкал анкеты, огласите ключи к ним;
б) можно вывесить ключи к тесту в письменном виде на доске объявлений через неделю после выдачи анкет. Но в этом случае воспитатели должны муссировать выполнение просьбы администрации в свободном общении с родителями.
5) Терпеливо помогайте провести обработку полученных результатов всем участникам, испытывающим трудности.
6) Ответы на вопросы родителей желательны. Лучше всего предлагать родителям задавать вопросы и делать комментарии после обработки и получения результатов каждой из шкал.
7) Можно в конце встречи провести конкурсы с вручением призов по номинациям:
а) самая дружная семья (по максимальному результату шкалы 1);
б) самый гениальный ребенок (тоже, шкала 2);
в) самый находчивый родитель (то же, шкала 3);
г) самая большая «территория свободы» (то же, шкала 4).
КЛЮЧИ К ШКАЛАМ
1. Шкала оценки содержания родительско-детских отношений
Комментарии психолога Вам приходилось задумываться о том, из чего складывается жизнь вашего ребенка в семье? Из чего складываются ваши отношения? Жизнь устроена так, что любые человеческие отношения взаимосвязаны с какими-то делами. Нет дел — нет отношений.
Чем занимаются взрослые дома предположить не трудно: быт, обязанности, немного отдыха, остальное — работа. А вот чем заняты дома дети, сказать сложнее.
Благоприятной для детства считается обстановка, в которой ребенок активно и посильно участвует в домашних делах и радостях взрослых.
Гармоничная включенность ребенка в жизнь семьи позволяет ему естественным способом приобрести такие качества, как трудолюбие, ответственность, целеустремленность, внимание к окружающим. Он быстрее постигает взаимосвязи окружающего мира, потому что в процессе совместной деятельности тесно общается со взрослыми. В этом живом и деятельном общении близкие люди учатся видеть друг друга в истинном свете, а не свои представления о друг друге. Так, ребенок быстрее учится понимать «загадочных» взрослых и их ожидания. Школьная жизнь для такого ребенка является естественным продолжением его развития. Школа помогает удовлетворять выросшие потребности ребенка в познании этого мира и себя. Для него — это благо.
Обработка результатов
Посчитайте количество утвердительных ответов по пунктам 1, 2, 4, 6, 8, 10 и отрицательных по пунктам 3, 5, 7, 9. Каждый из них равен 1 баллу. Сложите все полученные ответы, попавшие в эти группы. Определите свой уровень.
От 8 баллов и выше
Вы очень разумно организовали жизнь семьи. В этой жизни есть достойное место усилиям ребенка. Это помогает ему приобрести навыки систематического труда. А это очень важно для успешного обучения в школе. Для ребенка не будет бременем ваш повышенный интерес к его успехам и оценкам в школе. Он привык к вниманию и доброжелательной оценке своих скромных усилий. Ребенок хорошо ориентируется в том, что такое хорошо выполненная работа, и что такое халтура. Он умеет трудиться «как для себя», потому что он научился трудиться вместе со своей семьей. В этом ваша огромная заслуга и помощь ребенку. Учиться в школе — это тоже труд. И учиться он будет скорее всего, для себя, а не для оценки.
5—7 баллов
Жизнь вашей семьи складывается в большей степени спонтанно. В ней много случайностей, которые мешают ребенку обрести смысл в предстоящих школьных буднях. Но вы любите ребенка, он это чувствует, поэтому будет стараться вас не огорчать.
У учителя не будет особых замечаний в адрес вашего ребенка. Это очень важно. Но самому организовать свою жизнь в школе ему будет не просто. Понадобится много времени для приобретения необходимых навыков в систематическом труде, организованности, сосредоточенности. Возможно, это ему удастся без вашей помощи. Но с семьей этого добиваться всегда проще и интереснее. Да и потом, должны же ваши отношения с ребенком иметь какое-то деятельное основание. При этом процесс воспитания не может стать этим основанием. При таком исполнении родительских обязанностей ребенок не деятель, он превращается в материал. А это уже не полезно и совсем не интересно.
Ниже 4 баллов
Вы склонны преувеличивать роль учебных учреждений в вопросах образования вашего ребенка. Поэтому не смогли помочь ему приобрести такие качества, как ответственность, трудолюбие, увлеченность любимым делом. Учитель вряд ли будет заниматься воспитанием этих качеств. Скорее всего он будет активно выражать неудовольствие, поэтому у ребенка могут возникнуть затруднения в первые месяцы обучения в школе. Постарайтесь быть внимательными к его настроениям и проблемам. Ребенок не умеет заявлять о своих трудностях, а это может сильно растянуть процесс адаптации к школьной жизни.
8) Шкала педагогических акцентуаций родителя
Комментарии психолога Все мы разные. В нашей жизни много несвободы, связанной с исполнением различного рода обязательств. Родительство — одно из них. Но, в отличие от других обязательств, это предоставляет нам возможность реализовать свою собственную программу — воспитания ребенка.
Редко кто задумывается, что любой поступок в этой сфере имеет гораздо более серьезные последствия, чем кажется. Не зря предки оставили нам на память поговорку «Назови человека свиньей, он и захрюкает».
А как мы называем наших детей? На чем фиксируем их внимание? Что они узнают о себе из наших случайно брошенных фраз?
Вот об этом нам и рассказывает шкала теста.
Обработка результатов Разделите ваш выбор на две группы. В первой группе соберите номера высказываний: 2, 5, 6, 9, 11, 12, 14; во второй— 1, 3,4, 7,8, 10, 13.
Какая группа оказалась больше? Если первая, то вы живете с ребенком душа в душу. Вы оказываете на него большое влияние, помогаете ему увидеть себя с лучших сторон, поэтому у Него высокая самооценка и он не боится сталкиваться с трудностями. Он искренне любит вас и не боится проявлять свои чувства. Он скорее всего умеет обращаться за помощью и не стесняется это делать, что очень важно. Школа — пора испытаний. Хорошо проходить их, когда знаешь, что тебе есть на кого рассчитывать в затруднительных случаях. Если вторая, то ваши отношения не очень помогают ребенку понять себя, скорее наоборот. Он постоянно напряжен,
так как не знает, какое еще недовольство может вызвать своими поступками в следующий момент. У него низкая самооценка и высокий уровень тревожности. Даже если ребенок делает вид, что ему все равно, что вы говорите, он переживает чувство неуверенности в себе.
Он не умеет обращаться за помощью и заявлять о своих нуждах.
В школе ему будет нелегко. Ему не к кому идти за помощью и некому пожаловаться. Он идет по жизни без поддержки. Если выборы распределились приблизительно поровну, то вы непоследовательны в своих воспитательных действиях. Ребенок любит вас, но не всегда откровенен. Вы для него — загадка за семью печатями. Это интересно, но совершенно бесполезно в жизни, потому что не ясно, как этим можно воспользоваться и как к этому приспособиться.
Нравственная сторона развития при таком воспитании страдает больше всего. Стирается грань между «хорошо» и «плохо».
При неблагоприятном стечении обстоятельств ребенок может оказаться в сложной ситуации, но вы об этом не узнаете.
9) Шкала педагогических установок родителя
В жизни людей есть какие-то общие моменты и ситуации, через которые проходят все. В школьной жизни они тоже есть. Многие из этих ситуаций при неблагоприятном разрешении могут стать началом стези «неудачника по жизни».
Но можно воспользоваться опытом предыдущих поколений и избежать неблагоприятного исхода. Если вас не очень удовлетворят полученные результаты по этой шкале, познакомьтесь с другими вариантами ответов. Возможно, вы поймете, причину своего недовольства.
Обработка результатов Посчитайте количество выборов по каждой группе ответов.
Преобладают выборы по группе А Вы склонны слишком много брать на себя, во всем потакая ребенку. Такая высокая степень удовлетворения потребностей ребенка и некритичное отношение к ним может оказать ребенку плохую услугу. У него может пропасть потребность в познании своих собственных возможностей. Он попросту станет потребителем. Но может произойти и другое. В силу нехватки времени для себя, вы остановитесь в своем собственном развитии и станете в какой-то момент просто ребенку не интересны.
Преобладают выборы по группе Б Очень разумная и взвешенная родительская позиция. У вас достаточно любви и терпения, чтобы не навязывать ребенку своих идеалов. Ваше доверие Вы склонны преувеличивать роль учебных учреждений в вопросах образования вашего ребенка. Поэтому не смогли помочь ему приобрести такие качества, как ответственность, трудолюбие, увлеченность любимым делом. Учитель вряд ли будет заниматься воспитанием этих качеств. Скорее всего он будет активно выражать неудовольствие, поэтому у ребенка могут возникнуть затруднения в первые месяцы обучения в школе. Постарайтесь быть внимательными к его настроениям и проблемам. Ребенок не умеет заявлять о своих трудностях, а это может сильно растянуть процесс адаптации к школьной жизни.
Заполните, пожалуйста, анкету.
12) Шкала оценки содержания родительско-детских отношений
Отметьте в таблице наиболее близкий вам вариант ответа на вопрос или утверждение
13) Шкала педагогических акцентуаций родителя
Внимательно прочитайте фразы, которые нередко слетают с уст родителей при общении с ребенком. Отметьте только те из них, которые характерны для ваших отношений с ребенком.
3. Сколько раз тебе повторять?
4. Что будем делать на выходные?
5. И в кого ты только такая (ой) уродилась (ся?
6. Ну на кого ты похож (а!
7. Не знаю, что бы я без тебя делала!
8. А с кем ты дружишь в детском саду?
9. Вот не возьмут тебя в школу!
10. О чем ты только думаешь?
11. Вот у меня помощник (ца!
12. Считаю до трех: раз.
13. Как ты себя ведешь?
14. А как ты считаешь?
15. У всех дети, как дети, а ты.
16. Какой ты у меня сообразительный!
14) Шкала педагогических установок родителя
Отметьте один из вариантов ответов, который более других отвечает вашим представлениям о правильных родительских поступках.
1. Перед уходом в школу ребенок пожаловался на головную боль. Вы измерили температуру. Она оказалась нормальной. Ваши действия:
а) оставите ребенка дома;
б) предложите ребенку самому решить вопрос о посещаемости школы в этот день;
в) пообещаете ребенку купить игрушку, если он все-таки пойдет в школу в этот день;
г) настоите на обязательном посещении школы в этот день.
2. Ваш ребенок мечтает, чтобы в семье появилась собака : служебная, большая. У вас есть много причин воздержаться от этого шага. Что вы сделаете:
а) постараетесь осуществить желание ребенка во что бы то ни стало;
б) попытаетесь склонить ребенка на компромисс, предложив выбрать любую собачку в магазине;
в) подарите котенка;
г) постараетесь аргументировать свой отказ.
15) В начале года на родительском собрании вам предложили самим выбрать форму оценки. Какая из форм вам кажется более привлекательной:
а) только четвертные оценки и родительские собрания в конце каждой четверти;
б) без отметок, но с письменными характеристиками в конце каждой четверти и открытыми уроками в течение учебного года;
в) символические оценки в виде карточек с геометрическими фигурами и объявлением рангового номера ребенка по каждому из предметов в конце каждой четверти;
г) традиционные оценки по пятибалльной системе.
16) Вас вызвали в школу за проступок ребенка. После беседы с учителем выяснилось, что ваша оценка действий ребенка расходится с оценкой учителя. Ваши действия:
а) постараетесь перевести ребенка в другой класс или школу;
б) в домашней обстановке побеседуете с ребенком и постараетесь сделать доступной его пониманию позицию учителя;
в) вернетесь в школу с подарком и попросите учителя пересмотреть взгляд на вашего ребенка;
г) привлечете к решению конфликта администрацию школы и общественное мнение.
17) Вы заметили, что ребенок дискомфортно чувствует себя в среде сверстников. Ваши действия:
а) пойдете в школу и попросите учителя побеседовать с классом;
б) постараетесь организовать по ход или праздник для всего класса, в сценарии которого вашему ребенку будет отведена значимая роль;
в) спонсируете поездку в театр или музей для всего класса;
г) попытаетесь самостоятельно разобраться с ребятами класса.
18) Ребенок принес домой слишком большой объем домашних заданий на завтра, чтобы выполнить их все за один вечер. Ваши действия:
а) выполните за ребенка большую часть работы;
б) проследите, чтобы ребенок потратил на домашние задания времени не больше обычного. Для этого поможете ему отобрать то, что более значимо. Утром напишите записку учителю, что выполнить остальные задания ребенок не смог по семейным обстоятельствам;
в) освободите ребенка от всех домашних обязанностей и поможете ему выполнить то, что он
не успевает сделать сам; I
г) не разрешите спать до тех пор, пока все домашние задания не будут выполнены и проверены вами.
17. Шкала «территории» родительского контроля
Отметьте один из вариантов, который более других отвечает вашим представлениям о правильных родительских поступках.
3. Ваше отношение к будущей профессии ребенка :
а) она уже вами выбрана и вы периодически беседуете с ребенком на эту тему, стараясь в своих рассказах сделать свой выбор привлекательным для ребенка;
б) у вас пока не сложилось мнения на этот счет;
в) вы принципиально не собираетесь вмешиваться в выбор ребенка.
4. Отношение к учебе: а) вы намерены приложить все усилия, чтобы ребенок достиг максимально возможных результатов по всем предметам;
б) готовы оказать любую помощь, которая понадобится ребенку в процессе обучения, но не будете взыскательны к не очень высоким отметкам;
в) вас больше интересует, нравится ли ребенку учиться, чем его успеваемость.
5. Отношение к открытому неподчинению:
а) объясните причину вашего недовольства и примите меры принудительного воздействия в виде лишения чего-то;
б) попытаетесь разобраться вместе с ребенком в причинах протеста, и в случае необходимости откажетесь от своих требований. Возможно, попросите прощения;
в) искренне огорчитесь и всем своим видом будете демонстрировать недовольство, пока ребенок не признает свою ошибку (сам или понаучению другого члена семьи).
Отношение к завуалированному неподчинению:
а) более жестко предъявите свои требования, разоблачая уход от совершения требуемого поступка;
б) постараетесь найти более значимый для ребенка аргумент в пользу выполнения вашего требования;
в) найдете другую форму для достижения желаемого результата.
19) Отношение к слабым чертам характера ребенка :
а) вы искренне переживаете за будущее ребенка и хотите ему добра, поэтому вы систематически разоблачаете его слабости, добиваясь изменений в характере;
б) вы снисходительны к слабостям, так как считаете, что только будущее покажет: слабость ли это? Вы спокойны за будущее своего ребенка;
в) вы искренне переживаете за некоторую уязвимость своего ребенка в определенных ситуациях и стараетесь контролировать моменты, в которых это может проявиться.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать?
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке только тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания и т. д.
Младший школьный возраст (6— 11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет еще много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но при этом он начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и новый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Дети, которые продолжат обучение в нашей школе, находятся в более комфортных условиях, чем те, кому предстоит обучение в других учебных заведениях.
Вашим детям знакомо это здание, они уже видели своих будущих учителей, знакомы с директором, знают детей с которыми им предстоит учиться в одном классе. А самое главное — это общая стратегия обучения и воспитания в нашем образовательном учреждении.
В России существует семь государственных программ и большое количество авторских. Педагогический коллектив нашей школы, по знакомившись со всеми программами, остановился на одной — «Начальная школа XXI века». Само название говорит за себя.
Каковы же приоритетные цели, которые мы пытаемся реализовать?
18. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
19. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
20. Формирование готовности к самообразованию. Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника. Что представляет собой развитие
младшего школьника? Прежде всего:
—умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях;
—способность приобретать знания, желание выполнять любую задачу творчески;
— умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки.
Результат нашего образовательного процесса станет более эффективным, если родители, во- первых, примут нашу школу как дом души и сердца своих детей, а потому будут заботиться и приходить на помощь школе; во-вторых, научатся устанавливать такие же, как в школе, гуманно-личностные отношения в семье.