Светлана Мельникова
Консультация для родителей «Главные направления в речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью. Дети среднего дошкольного возраста начинают активно осваивать способы словообразования. Словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов, их действия. Дети учатся подбирать слова с противоположными значениями, сравнивают предметы и явления. В этом возрасте начинается «взрыв» словотворчества. Дети начинают употреблять слова в различных грамматических категориях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Осваивается умение строить описательное и повествовательное высказывание. В речи детей пятого года жизни формируется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура, звуковая сторона речи, т. е. умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития речи.
Публикация «Консультация для родителей „Главные направления в речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
У детей пятого года жизни отмечается большое тяготение к рифме. Ребёнок охотно подбирает и рифмует слова. Это занятие способствует развитию речевого слуха. Однако, речь детей этого возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Ребёнок может ориентироваться на смысловую сторону слов, однако объяснение значения вызывает затруднения.
Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т. е. сходные или противоположные по значению понятия, а так же многозначных. В этом возрасте формируется важнейший этап речевого развития – этап усвоения грамматической системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь.
В этом возрасте формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Развивается умение подбирать нужное содержание и форму его выражения.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего возраста является активное усвоение разных типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Дети учатся пользоваться интонационными средствами выразительности, пользоваться грамматическими категориями словообразования и словоизменения.
В связи с этим возникают трудности в правильном образовании грамматических категорий. Затруднения в построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи предложений в высказывании
Основной целью работы педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения.
Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. В процессе образовательной деятельности над этой формой работы у детей формируются представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность. Также дети упражняются в построении предложений типичным способом форм словообразования и словоизменения. В диалогической речи совершенствуются и другие важные компоненты – речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.
Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе и дома. Вне образовательной деятельности прежде всего следует создавать условия для речевой активности каждого ребёнка во время игры, в режимных моментах, в быту.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с повседневными упражнениями шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Для достижения этих целей логопеду и педагогам речевой группы необходимо вести тесную взаимосвязь с родителями детей речевой группы, сотрудничество и поддержку.