Илона Откидач
Консультация для родителей «Гибкий или жёсткий режим»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Гибкий или жёсткий режим?»
Часто родители обращаются с просьбой указать те грани- рамки,в которых молодые мамы должны применять строгость к маленьким детям, объяснить, что приносит больший вред: когда ребёнок, рисуя, сидит не совсем правильно или бесконечные окрики и пинки с целью во что бы то ни стало посадить прямо? Одна-две недоеденные ложки чего-то или впихивание последних ложек с криками? Можно ли иногда не вовремя дать ребёнку поесть, если он просит, или надо придерживаться жесткого режима?
Публикация «Консультация для родителей „Гибкий или жёсткий режим“» размещена в разделах
Такого рода вопросы возникают почти в каждой семье,порождая споры, дискуссии и даже конфликты. И что самое печальное- ребёнок превращается подчас в объект противоречивых педагогических упражнений родителей, бабушек, дедушек.
Что же лучше- строгость или мягкость, жесткий режим или неограниченная свобода? В любом возрасте ребёнок нуждается в строгом чётком режиме. Когда режим соблюдается постоянно, он не становится в тягость ни родителям, ни малышу. В определённое время он привыкает достаточно гулять, у него появляется желание есть и обычно у него неплохой аппетит, при укладывании в кровать быстро засыпает, при этом физическое и психическое развитие большей частью бывает правильные, ребёнок реже болеет и легче переносит заболевания.
Режим- благо для ребёнка, ибо он учитывает периодическую смену потребностей детского организма. Однако нельзя забывать, что эта периодичность очень подвижна и может колебаться в зависимости от самых разнообразных причин.
Например, если ребёнок почему-то засыпает в положенное время или отказывается от еды, надо постараться выяснить причину: болен, а может быть переутомлён или перевозбудился? И даже в тех случаях, когда нет ни того, ни другого, ни третьего, всё равно необходимо пойти навстречу ребёнку, сдвинув сроки сна или приёма пищи на 30-40- минут, а то и на час.
Конечно нарушение режима не должно стать системой. А как быть, если ребёнок постоянно его нарушает? Тогда есть смысл пересмотреть режим. Ни в коем случае нельзя часто принуждать ребёнка спать во что бы то ни стало, буквально заталкивая его в кровать, как поступают в иных семьях. Или приказывать ему, чтобы он засыпал, когда пришло время. От этого ребёнок только возбуждается.
Аппетит тоже не всегда одинаков, и нельзя настаивать на том, чтобы каждый раз ребёнок съедал до конца то, что ему дают. Недопустимо кормить ребёнка насильно, этим можно вызвать стойкую негативную реакцию на процесс приёма пищи.
Стремление безоговорочно следовать режиму не может дать положительный результат. Хотя такой догматизм часто порождается повышенной тревогой родителей за здоровье ребёнка, он в конечном итоге ему же и вредит, а самих родителей изматывает.
Иных матерей постоянно преследует страх, что с ребёнком что-то случилось. Тревога, что он заболеет, упадёт, боязнь что-то упустить, с делать не так побуждает их прямо-таки судорожно цепляться за всякие правила, держать ребёнка около себя, сопровождать наставлениями каждый шаг,без конца контролировать.
А что же в результате? Тревожность матери, её опасения и мнительность передаются ребёнку, а бесконечные замечания, наставления и порицания внушают ему мысль о собственной неполноценности. На этой основе, как защитная реакция, болезненное самолюбие, обидчивость и ранимость. Со временем такой ребёнок и в самом деле может в какой-то иерее стать социально неполноценным-изнеженным,безинициативным,инфальтивным,эгоистичным. В школе он робок, стеснителен, не умеет строить отношения с товарищами и часто остаётся в изоляции.
Однако не все дети принимают гиперопеку, мирятся со строгим режимом. Уже в школьном возрасте они протестуют против чрезмерного контроля родителей, выражая протест» «реакциями эмансипации»
Впервые такие реакции отчё тливо проявляются в четыре года в виде негативизма и упрямства: ребёнок делает всё наоборот, вопреки желанию родителей, даже если этот поступок явно лишён смысла и идёт во вред ему самому.
Упрямство-первая заявка ребёнка на самостоятельность и требование признать в нём личность. Это естественная, закономерная реакция, свойственная подавляющему числу детей, но если она становится стойкой, надо подумать, не слишком ли вы опекаете своего ребёнка.
Если своевременно не внести коррективы, то в подростковом возрасте борьба за самостоятельность возобновляется с новой силой, но уже в других формах. Чрезмерно опекаемый подросток нередко поднимает бунт против всяческих запретов и ограничений, устремляясь туда, где «всё можно»,на улицу,в сомнительную компанию.
Другое отрицательное последствие гиперопеки- склонность к изворотливости, двуличию, лживости. В раннем возрасте ребёнок доверчив и по своей природе не способен ко лжи. Ложь для него всегда результат трудных обстоятельств, в которые он поставлен взрослым. Но эпизоды вынужденной лжи в раннем возрасте могут у подростка стать системой, а у взрослого- чертой характера.
В некоторых семьях строгие требования предъявляются ребёнку тогда, когда в этом нет необходимости. Постоянный «запрет» порицания, шлепки мешают осмыслить, что же на самом деле произошло, что хорошо, а что плохо. Спокойные дети обычно пропускают мимо ушей большинство запретов, и родителям подчас приходится не кратно повторять свои требования, в результате ребёнок может стать неуправляемым.
Чрезвычайно важно, чтобы в семье были единые требования. Если мама запрещает, а бабушка разрешает, или обе запрещают, а папа разрешает, наказывают за то, на что раньше смотрели с милой улыбкой, дети, как уже отмечалось раньше, растут капризными, упрямыми, непослушными. Используя разногласия между близкими, но и приучаются лицемерить, хитрить. Более того, непонимание смысла наказания приводит к бурной реакции, протесту, а иногда и к развитию невроза. А дети со слабой нервной системой, впечатлительные, возбудимые не остаются безучастными к строгим требованиям родителей, но выполнять их тоже не могут. Некоторые дети под прессом постоянной строгости становятся малоактивными, инертными. У других развивается ответная жестокость.
Не надо, конечно, думать, что правильнее было бы воспитывать детей на основе полной свободы, не предъявлять к ним определённых требований. Но требования к ребёнку должны быть разумными, соизмеримыми его физическим и психическим возможностям. К строгости, наказанию надо прибегать по возможности реже лишь после того, когда исчерпаны другие меры воздействия. Добрые, ласковые интонации в речи взрослого, обращенного к малышу, вызывает у него спокойное, уравновешенное настроение; важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Положительные состояния -бодрость, радость, веселье, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребёнка.
Необходимо, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребёнка,его доброжелательного отношения к сверстнику. Важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребёнка, который боится неудач.
Воспитывайте ребёнка так, чтобы он не чувствовал, что его воспитывают, навязывают ему свою волю, к чему-то принуждают. Не делайте режим, который тяготит и раздражает. А этого можно избежать, если распорядок дня соблюдается с первых дней жизни и если в него внесены коррективы,продиктованные индивидуальными особенностями ребёнка.