Дарья Дронова
Консультация для родителей «Формирование у детей представлений о цвете»
▼ Скачать + Заказать документы
Сам по себе цвет не является собственно предметом для изучения математикой. Для детей трехлетнего возраста цвет выступает как удобный признак, с помощью которого можно сравнивать объекты, проводить их обобщение, классификацию, т. е. устанавливать между ними определенные отношения. А это уже характерная черта математической науки.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование у детей представлений о цвете“» размещена в разделах
Известный французский математик А. Пуанкаре отмечал: «Математик изучает не предметы, но лишь отношения между предметами; следовательно, для него вполне безразлично, будут ли данные предметы заменены какими-нибудь другими, лишь бы только не изменились при этом их отношения».
Исходя из этого, целесообразно провести с детьми несколько занятий, на которых ведущим признаком выступает цвет.
Среди родителей существует мнение, что, прежде чем работать с цветом, нужно первоначально изучить с ребенком названия всех основных цветов. Думается, что на начальном этапе работы в этом нет необходимости. Ведь различать цвета и уметь их называть — это разные вещи. Так, ребенок без особого труда сможет по образцу разложить в две коробочки белые и черные шары, не зная названий этих цветов. Будет более верным, если он по ходу занятий постепенно освоит названия цветов. Классификацию по цвету следует начинать с использования двух контрастных цветов. Приведем пример такой ситуации.
Перед ребенком кладут два кольца от пялец (домики) и 8-10 кубиков желтого и синего цветов.
В этом домике живут вот такие кубики (показываем и кладем желтый кубик в
первый домик, а в этом - вот такие (также показываем и кладем синий кубик в другой домик). Разложи все кубики в свои домики.
Давая такие задания в дальнейшем, можно называть цвета кубиков. Постепенно они войдут в активную лексику ребенка.
Последующая работа ведется в двух направлениях:
1)уменьшается контрастность используемых цветов, это способствует
дифференциации зрительных ощущений;
2) увеличивается количество одновременно используемых цветов. Например,
можно взять не два, а три или четыре домика. Возможен и такой вариант: в трех разных углах комнаты начато строительство башен из кубиков разного цвета (в каждом углу - свой цвет). Все остальные кубики сложены в центре комнаты. Их нужно развезти на грузовике по своим площадкам и закончить строительство.
В предыдущих заданиях все объекты разбивались на однородные части, каждая из
которых состоит из объектов одного цвета. Эти задания можно усложнить следующим образом:
Пусть в одном домике живут красные и синие кубики, а в другом - желтые,
зеленые и белые. В этом случае классификацию проводить труднее.
Возможен и другой вариант усложнения. Если до этого все объекты раскладывались по частям без остатка, то в дальнейшем для кубиков какого-то цвета может домика не оказаться. Эти кубики остаются не разложенными. Кстати, именно этот вариант провоцирует некоторых детей на неправильное решение. Перебрав все способы и не найдя для кубика никакого домика, ребенок может захотеть пристроить его хоть куда-нибудь.
Наконец, на завершающих этапах работы можно комбинировать такие признаки, как цвет и размер. Например, в одном домике поместить зеленые и большие красные кубики, а в другом - синие и красные маленькие.
В заключение следует отметить, что дети очень любят такие задания, стараются сами найти правильное решение и проводят за ними значительное время.