Зульфия Садыкова
Консультация для родителей «Формирование у детей мотивации к исправлению речевых дефектов с помощью сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Идея специальных историй, обладающих значительным целебным эффектом, зародилась весьма давно. Примеры подобных историй хорошо известны - это сказки, притчи, былины и т. д. Разумеется, создавались сказки и притчи вовсе не с психотерапевтической целью; как правило, они направлены на воспитание «правильных» для данного общества людей.
В последнее десятилетие ХХ века психологи обратили внимание на возможности художественных историй, сочинённых специально для помощи как взрослым, так и детям. Был разработан общий подход к созданию и применению таких историй, а также написаны лечебные истории для самых распространённых проблемных ситуаций (истории для лечения отдельных детских страхов, некоторых проблем в общении и т. д.). Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств клиента, вербализация образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиентов, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование у детей мотивации к исправлению речевых дефектов с помощью сказок“» размещена в разделах
Р. Т. Стиртцингер (1983) предложил метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка дома и в школе.
Многие дети весьма неохотно воспринимают прямое вмешательство кого бы то ни было в свои личные трудности и проблемы. Слушая же специальную историю, написанную в форме сказки или рассказа, ребёнок невольно сопереживает герою, в котором также невольно узнаёт очень близкого себе человека с очень похожими проблемами. Такое сопереживающее слушание снимает упрямство и сопротивление советам извне. Ребёнок, видя, как близкий ему герой успешно справляется с проблемой, обычно загорается желанием повторить стратегию и тактику героя. Он либо сам применяет полученные из истории подсказки и советы, либо охотно откликается на помощь человека, который читал ему эту историю.
Метод реализуется следующим образом: сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем её продолжает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и выразить его без опаски. В ответном рассказе взрослый представляет альтернативные решения конфликтов для того, чтобы у ребенка не было необходимости быть порабощенным невротическими типами поведения.
Поскольку рассказ ребенка представляет собой проекцию, он будет отражать какие-то из жизненных ситуаций ребенка. Каждый рассказ заканчивается выводом или моралью, вытекающими из фабулы рассказа. При этом важно иметь представление о ребенке, его жизни и быстро понять основную тему рассказа ребенка.
Каждую историю ребенок начинает со слов: «Однажды…», «Давным-давно…» «Когда-то…», «Далеко-далеко…». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. В конце каждой истории ребенок придумывает заглавие, которое помогает психологу выделить наиболее важные аспекты истории.
Использование рассказов при терапии включает сочинение историй, чтение рассказов из книг, написание рассказов, привлечение каких-либо предметов как материал для сочинения рассказов. В число таких предметов могут включаться разнообразные картинки, проективные тесты, куклы, узоры на песке, детские рисунки. Полезны театральные реквизиты и некоторые виды бытовой электронной аппаратуры, в частности магнитофоны и видеомагнитофоны, портативные радиопередатчики, а также воображаемые телевизоры.
Метод «общего сочинения историй» может использоваться и для групповых занятий с детьми. При этом методе один ребенок предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий придумывает кульминацию рассказа, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, и взрослые предлагают им альтернативные способы разрешения конфликта, более здоровые в социальном плане. Иногда на групповом занятии после коротких рассказов можно попросить детей разыграть один из них, добавляя собственные комментарии, или предложить ребенку, рассказавшему историю, сыграть роль своих персонажей. Особый интерес возникает в тех случаях, когда кроме этого ребенок, рассказавший историю, выбирает различных исполнителей для инсценировки.
Другая интересная техника, которая может быть использована при работе с детьми любого возраста, основана на предъявлении теста «Составь рассказ по картинке». Этот тест включает вырезанные из картона маленькие черно-белые фигуры и различные карточки в черно-бело изображении всевозможных сцен. Ребенок выбирает фигуры и располагает их на выбранных им карточках. Затем он рассказывает какую-нибудь историю или разыгрывает пьесу. Он может передвигать фигуры или добавлять к ним новые по ходу рассказа.
Фланелевая доска (доска, обтянутая куском фланели) – еще одно вспомогательное средство для сочинения рассказов. Ребенок может создавать множество рассказов или сценок и манипулировать персонажами на фланелевой доске по ходу рассказа.
Выделяют следующие коррекционные функции рассказов : психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Привлекательность историй для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1. Отсутствие прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
2. Через образы ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь.
3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте события. Главный герой- это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героям и стать участником.
Взрослый должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет ребенку с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.