Варламова Наталья Борисовна
Консультация для родителей «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»
▼ Скачать
Формирование представлений о дружбе
у дошкольника
Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Тем не менее, каждый человек понимает дружбу по своему, это зависит от многих факторов, от культуры, в которой он воспитывался, и от жизненного опыта.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование представлений о дружбе у дошкольника“» размещена в разделах
Современная реальность формирует преимущественно два типа представлений о дружбе : "дружба как функциональные отношения", понимается, как, прежде всего, помощь в трудных ситуациях и решении проблем, характерен для людей среднего возраста; "дружба как эмоционально близкие отношения", прежде всего, направлена на понимание дружбы, как удовлетворение потребностей в эмоциональных отношениях, ценность дружбы заключается в духовной близости между людьми, свойственна людям ранней взрослости. (Юркова Е. В., 2004).
Дружбу принято разделять на детскую, юношескую и взрослую
Роберт Селман выделил четыре стадии дружбы. На первой стадии (от 6 лет и младше, он считает что, дружба базируется на физических или географических факторах, дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других.
Вторая стадия (возраст 7-9 лет) характеризуется тем, что дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств партнера, дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга.
На третьей стадии (9-12 лет) дружеские отношения базируются на социальном обмене, появляются представления о том, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, происходит взаимная оценка партнеров, появляется понятие доверия.
Четвертая стадия (11-12 лет и старше) заключается в том, что дружба понимается как устойчивые продолжительные отношения, базирующиеся на доверии, дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя. (Крайг Г., Бокум Д., 2004)
Если рассматривать более подробно формирование детских дружеских отношений, то стоит начать с самого начала, с младенческого возраста.
Эмоции в жизни новорожденного являются первой формой связи с окружающим миром, способствуют познанию и представляют собой одно из средств общения со взрослыми. Эмоциональное общение в младенчестве является ведущим видом деятельности. Общение имеет самое прямое отношение к развитию будущей личности детей, потому что даже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений. (Лисина М. И. ,1986)
С двух лет начинают формироваться позитивные эмоции, такие как: удивление, любопытство, любознательность. Эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Начинает формироваться чувство юмора. В этом возрасте ребенку важно общение со взрослым, так как оно для ребенка является главным источником оценочного воздействия, под влиянием которого, у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людьми.
Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.
Свидетельством потребности в друге и напряженного его поиска является появление у дошкольников воображаемых друзей. (Кон И. С., 1989)
Важную роль в формировании представлениях дошкольников о дружбе играют родители, наблюдение за тем как родители общаются со своими друзьями, что рассказывают детям о своем опыте знакомства и поддержания дружеских отношений, а так же какие книжки и какие фильмы смотрят вместе с ребенком. Очень часто бывает так, что дошкольник просто не умеет подойти к сверстнику, не знает как ему объяснить правила игры и вместо этого он либо уходит, либо затевает драку.
Помочь ребенку в установлении контакта, а в дальнейшем и дружеских отношений, можно еще и с помощью заучивания с ребенком шаблонных фраз
1. "Как тебя зовут? Давай дружить". Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.
2. "Можно с вами?". Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.
3. "Пожалуйста" и "спасибо". Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
4. "Подскажите, пожалуйста…" С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.
5. "Чем тебе помочь?" Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.
Помочь ребенку могу и совместные с родителем просмотры фильмов, мультиков или чтение книг о дружбе. Ниже подобран примерный перечень материалов.
Мультфильмы про дружбу
• "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой
• "Котенок по имени Гав"
• "Лис и охотничий пес"
• "Умка"
• "Тимка и Димка"
• "Винни Пух"
• "38 попугаев"
• "Маша и медведь"
Пословицы о дружбе :
• Дружбу топором не разрубишь
• Дружба от не дружбы близко живёт
• Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг
• Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно)
• Без друга – сирота, с другом – семьянин
• Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
• Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии
• Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
• Старый друг лучше новых двух
• Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
• Не держи сто рублей, держи сто друзей
• Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.
Педагог-психолог Варламова Н. Б.