Оксана Лавриненко
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Взросление ребё нка как процесс трудно переоценить: знания и навыки, полученные от взрослых в детстве, несомненно, повлияют на многое. Так, например, от усвоенных в раннем детстве уроков напрямую зависят паттерны, которые повзрослевший человек станет применять в труде, в обучении, в родительстве, в супружеской жизни.
Безусловно, вы не могли не заметить важного изменения, которое характерно для старшего дошкольного возраста в целом. Как правило, к этому времени каждый ребёнок становится любознательным, задаёт множество вопросов и активно интересуется сферами, о которых ранее вообще не имел представления. Одной из таких сфер, конечно, являются экономика и финансы. Однако стоит сказать, что именно эта часть жизни общества представляет собой одну из сложнейших для восприятия ребёнком, хотя с ней современным детям приходится сталкиваться ежедневно, а то и чаще. Ребёнок вместе с родителями пришёл в магазин? Увидел в витрине игрушку, которая ему понравилась? Бабушка и дедушка подарили деньги? Настало время сделать очередной кредитный взнос или заплатить за квартиру? Будьте уверены: каждое из этих событий вызывает у вашего ребёнка множество вопросов, подчас парадоксальных и неожиданных.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Трудно не согласиться с мыслью о том, что понятие о финансовой грамотности должно быть хорошо знакомым для каждого ребёнка с самого раннего возраста. Это станет залогом успеха в возрасте более взрослом : они смогут верно распоряжаться своими финансами и осознанно распределять доходы и траты. Однако ответственность за это должна лежать на родителях, ведь именно их пример поможет вдохновить ребёнка быть грамотным в вопросах экономики и финансов.
Во многих странах, чьи экономические модели признаны успешными, принято прививать гражданам основы финансовой грамотности с самого раннего возраста : дети младшего школьного возраста, как правило, имеют платёжные карты с ограниченным функционалом, а вот подростки уже имеют возможность самостоятельно распоряжаться собственными средствами, а значит, адаптироваться к взрослой жизни. Именно поэтому экономисты советуют начинать обучение финансовой грамотности в тот момен, когда ребёнок вступает в старший дошкольный возраст (около пяти лет). В это время, как мы уже отмечали, любознательность ребё нка становится сильнее: сфера его интересов начинает простираться далеко за пределы семьи.
Финансовая грамотность базируется на нескольких взаимосвязанных компонентах. Так что же значит быть финансово грамотным?
• Научиться копить деньги и осознанно расходовать их
• Научиться ставить перед собой как краткосрочные, так и долговременные финансовые цели
• Уметь распоряжаться деньгами
• Уметь распределять бюджет так, чтобы все жизненно важные потребности были удовлетворены
• Контролировать свои финансы (в том числе с помощью гаджетов и специальных программ)
• Нести ответственность за свои деньги
• Иметь возможность пожертвовать часть собственных средств без ущерба для себя тогда, когда в этом есть необходимость
• Правильно принимать решения при трате денег
• Знать, как работают банковские системы
• Желание зарабатывать, чтобы иметь возможность достигать своих финансовых целей
Это лишь малая часть того, что называется финансовой грамотностью, поэтому к постижению этой науки следует подходить с всей серьёзностью. Поэтому возникает вопрос: как учить ребёнка финансовой грамотности? Ответ проще, чем кажется: нужно использовать обыденные жизненные ситуации, которые помогут ребёнку получить как теоретические, так и практические знания.
День рождения или другой праздник прекрасный повод не только для того, чтобы вручить ребёнку подарок, но и поговорить с ним об экономии денег: получив желаемое, ребёнок сможет хотя бы временно отказаться от других запланированных трат, тем более, если подарок был денежным.
Также о финансовой грамотности можно поговорить с ребёнком перед тем, как воспользоваться банкоматом. К сожалению, многие дети неправильно понимают принцип его работы, поэтому его непременно следует разъяснить.
Кроме того, о финансовой грамотности уместно поговорить с ребёнком и при визите в магазин. Расскажите сыну или дочери, что разные вещи обладают различной стоимостью, поясните, почему. Попросите ребёнка сравнить цены аналогичных товаров. Благодаря этому опыту дети быстрее усваивают понятие о бюджете и учатся грамотно планировать его.
Оплата счетов вряд ли представляется темой, которую стоит обсуждать с детьми. Тем не менее, это довольно важный вопрос, ведь финансовые обязанности представляют собой неотъемлемую часть нашей повседневности. Можно объяснить ребёнку, почему взрослые, как правило, работают, откуда берутся деньги и на что их можно потратить. Это можно сделать благодаря таким детским финансовым играм, как «Монополия», «Магазин» и др.
Уважаемые родители! Начинайте учить ребёнка финансовой грамотности как можно раньше, ведь от этого зависит, насколько успешным станет их будущее.