Ольга Шевцова
Консультация для родителей «Если ребёнок кусается»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто малыши в возрасте 2-3 лет кусаются в детском саду, порой держа в страхе практически всю группу, воспитателей и родителей покусанных мальчиков и девочек. Что делать?
Прежде всего, выяснить причины.
В возрасте 2- 3 года укусы вполне осознанные, дети уже понимают, что происходит вокруг, как на их действия реагируют другие люди. Они активно взаимодействуют с обществом и проверяют реакцию на свои поступки.
1. Одной из причин может быть прорезывание зубов: процесс прорезывания зубов протекает вплоть до трёхлетнего возраста.
2. Неблагоприятная обстановка в семье:
Публикация «Консультация для родителей „Если ребёнок кусается“» размещена в разделах
- частые скандалы, выяснения отношений, ссоры между отцом и матерью дает повод ребенку думать, что агрессия, раздражительность, крики или даже применение физической силы – это норма;
- агрессия родителей по отношению к ребёнку. Укусы других станут некой защитной реакцией;
- дефицит родительского внимания. Кусая других, он понимает, что за эти поступки его ругают, то есть проявляют интерес к его личности;
- чрезмерная суета дома. Если с ребёнком проживает большое количество других людей, то он лишён личного пространства. Из-за физического или эмоционального перенапряжения ребёнок может выражать недовольство, кусая окружающих.
3. Переходный возрастной период
По мере роста и взросления ребёнок сталкивается с несколькими кризисами, и один из них приходится как раз на промежуток между 2 и 3 годами. В это время малыш начинает постепенно отделяться от мамы, осознавать свою обособленность, свободу. И такой кризисный период может проявляться по-разному, в том числе в виде укусов.
4. Смена обстановки
Когда ребенок начинает посещать детсад, он сталкивается с резкой сменой обстановки. Привычная домашняя атмосфера вдруг заменяется чужими стенами, многочисленными детьми и взрослыми. И справляться с такой стрессовой ситуацией он может разными способами, в том числе попытками кусать всех вокруг.
5. Укусы могут быть одним из проявлений неврологического заболевания или психического отклонения.
6. Эмоциональное состояние
Если ребёнок пережил эмоциональное потрясение, он может стать как замкнутым, так и, напротив, агрессивным, неуправляемым. Первые попытки кусать окружающих могут начаться, например, после потери близкого человека или любимого питомца, после увиденных страшных событий, болезни, аварии, травмы.
7. Способ выражения эмоций. В 2-3 года дети очень эмоциональны, но далеко не все знают и понимают, как выражать свои эмоции. И вместо жестов, мимики и слов они часто используют другие способы, порой неожиданные. Одни катаются по полу или бегают, другие громко кричат, третьи крушат всё вокруг, а четвёртые кусаются.
8. Взаимодействие с окружающим миром
Укусы ребенка могут быть способом отстаивать свои права, завоёвывать авторитет, лидерские позиции или защищаться от тех, кто ему неприятен.
9. Подражание
Дети в 2-3 года склонны повторять поведение окружающих, в том числе, и ровесников. И даже один активный «кусака» может буквально «заразить» такой привычкой большую часть детского коллектива.
10. Особенности характера и темперамента
Кусать других склонны гиперактивные дети, которые не могут контролировать свои эмоции и энергию, не способны концентрировать внимание, отличаются неусидчивостью и вспыльчивостью.
11. Особенности воспитания
Первая – вседозволенность, полное отсутствие запретов. Неудивительно, что ребенок ощутит свободу, всесилие. Он будет понимать, что за укусы его не ругают, поэтому можно продолжать поступать так и дальше, поскольку не принимает авторитет взрослых.
Вторая особенность предполагает чрезмерную родительскую строгость. Если родители запрещают буквально всё, чрезмерно опекают и наказывают за детские шалости, то ребёнок, оказываясь в детском саду, осознаёт отсутствие родителей и возможность нарушать их запреты.
КАК БЫТЬ
Не следует кричать на ребёнка, наказывать за укусы. Это не только не подействует, но и может возыметь обратный эффект – заставить кусаться ещё больше и сильнее в знак протеста. Не следует говорить, что вы не любите такого «кусаку». Малыш должен понимать, что плохой не он сам, а лишь его привычка. Не пытайтесь кусать в ответ и применять силу. Действовать нужно планомерно, аккуратно и комплексно.
1. Проанализируйте и улучшите обстановку в семье, если это требуется. Родители не должны выяснять отношения на глазах у детей. Нельзя направлять агрессию ни на супруга, ни на ребёнка.
2. Тщательно продумайте тактику воспитания, найдите золотую середину. В 2-3 года малыш уже должен понимать слово «нет», обозначающее запрет. Пытайтесь объяснять, почему кусаться нельзя. Расскажите, что это больно, негигиенично и некрасиво.
4. Обучайте ребёнка другим способам выражения эмоций, не подавляйте их. Если у малыша есть достаточный словарный запас, разговаривайте с ним, спрашивайте, что он чувствует. Просите рассказывать об эмоциях и ощущениях, проговаривайте их вместе. Демонстрируйте участие, говорите, что вы понимаете чувства. А если он сильно злится, предложите ему переключиться на что-то приятное, например, на рассматривание ярких картинок, игру, танцы.
5. Чтобы обучить малыша правилам поведения в группе детского сада, можно практиковать ролевые игры дома в спокойной обстановке. Разыграйте сценку, в которой ваш ребёнок – это он сам, а вы – другой детсадовец. Проиграйте все возможные ситуации, в которых сын или дочь может укусить сверстника. И при малейшей попытке вонзиться зубами в тело остановите ребёнка и предложите другой вариант развития событий. Так, если кроха начал кусаться в ответ на отбирание игрушки, то расскажите ему, что он может взять другую более интересную вещь или попробовать предложить совместную игру тому, кто забрал понравившуюся машинку или куклу.
6. Если вы и малыш видите, что другой ребёнок кусает кого-то, расскажите, как это плохо и невежливо. Малыш должен понять, что укусы – это не норма, а плохой поступок.
7. Уделяйте время и внимание своему ребенку: вместе гуляйте, общайтесь, обсуждайте что-то, играйте, занимайтесь хобби, делайте поделки, выполняйте домашние обязанности, чаще говорите о любви, хвалите за хорошие поступки. Малыш должен ощущать себя любимым, нужным и важным.
8. Гиперактивному ребёнку нужно непременно давать выплёскивать энергию и эмоции. В течение дня больше гуляйте и играйте, позволяйте безобидные шалости.
9. Наладьте режим дня и создайте благоприятную обстановку дома. Будите и укладывайте спать малыша в одно время, не допускайте переутомлений, ограничивайте просмотр мультфильмов и в таком возрасте лучше не предлагайте гаджеты.
10. Чаще бывайте на детских площадках, в игровых комнатах. Это поможет проанализировать и лучше узнать поведение малыша.
Когда не обойтись без помощи специалиста
Помощь детского психолога или даже невролога необходима, если :
• никакие методы решения проблемы не действуют;
• укусами сын или дочь пытается добиваться всего;
• ребёнок кусает всех;
• возникают приступы неконтролируемой агрессии по отношению к людям, животным;
• укусы участились и стали сильнее;
• реакция на запреты и замечания отсутствует;
• малыш пережил сильный стресс или психологическую травму;
• кроха не в силах концентрироваться, сосредотачиваться, выполнять просьбы;
• нарушился сон;
• повысился мышечный тонус.