Любовь Гончарова
Консультация для родителей «Если ребенок заикается…»
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройства речи у детей многообразны. Чаще всего родителям и педагогам приходится сталкиваться с заиканием – нарушением плавности и ритмичности речи. Не удивительно, что этому расстройству посвящена обширная научная литература и усилия многих неврологов, логопедов, психологов.
Прежде всего, надо сказать о том, почему может возникнуть заикание. Тут свою роль могут сыграть как наследственная предрасположенность и тяжелое течение беременности и родов (в том числе случаи, когда приходится прибегать к кесареву сечению, так и различные заболевания, которые сопровождаются воспалением или отеком мозга, нарушением мозгового кровообращения, и многое другое. Часто начало заболевания родители ребенка связывают с испугом, с эмоциональным потрясением, вызванным перенесенной травмой, разлукой с близкими людьми. Зачастую первые запинки начинаются при бурном или раннем развитии речи.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок заикается…“» размещена в разделах
Нарушения речи при заикании разнообразны : от легких единичных запинок в случае сильного волнения до тяжелых форм с судорожными проявлениями и страхом речи — логофобией.
Маленьким детям заикание, как правило, не мешает общаться с близкими или со сверстниками в детском саду. Но чем старше ребенок, тем тяжелее он переносит свой недуг.
Как вести себя родителям, если ребенок заикается? Как помочь ему, к каким специалистам обратиться?
Прежде всего, не показывайте ребенку своей тревоги — это вызовет у него еще большее напряжение. И, естественно, не смейтесь над ним и не стыдите его. Не слушайте советов доброжелателей, уверяющих: все само пройдет, просто его мысли пока опережают речь. Еще хуже поверить в то, что делать ничего не надо: все равно ничем не поможешь.
При появлении первых запинок в речи - повторении отдельных согласных звуков в начале или середине слова или затянутом произнесении гласных - незамедлительно обратитесь к невропатологу или психоневрологу.
В первые несколько недель можно попытаться спустить всё на тормозах. Для этого надо обязательно соблюсти ряд условий:
- если в семье есть человек, который тоже заикается, придется сократить до минимума продолжительность его контактов с ребенком (или даже исключить такие контакты полностью);
- все члены семьи должны постараться в присутствии ребенка говорить медленно, четко, неплохо — чуть нараспев;
- ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, и вообще лучше всем дома говорить потише;
- недопустимы бурные выяснения отношений между взрослыми (даже в том случае, когда ребенок не является непосредственным свидетелем таких сцен);
- ребенок должен быть огражден от бурных игр;
- если малыш не хочет ходить в детский сад, плачет, замыкается в себе, пусть побудет дома до тех пор, пока не станет спокойнее, не забудет свои тревоги;
- надо исключить длительное общение ребенка с телевизором и продолжительные компьютерные игры;
- даже мультфильмы, которые смотрит ребенок, должны быть мягкими, без мелькающих картинок и волнующих сюжетов (о боевиках и триллерах, которые любят смотреть школьники, и говорить не стоит);
- придется исключить посещение театра и кино, праздничных представлений, массовых гуляний, вообще скоплений людей (например, на пляже);
- а вот гулять с ребенком надо почаще, спокойно с ним разговаривая;
- на ночь - добрая сказка.
Одним словом, ребенку надо создать условия, в которых он почувствует себя желанным и любимым, условия, исключающие излишние эмоциональные нагрузки, - не только отрицательные, но и положительные.
И уж конечно при начальном заикании категорически не рекомендуются дальние экзотические путешествия. А вот отдых в кругу семьи на даче или в деревне, без резкой смены климата, может облегчить состояние вашего малыша, помочь ему преодолеть речевые трудности.
Если ребенок заикается давно, много месяцев или даже годы, то данные выше рекомендации остаются необходимыми, но они уже недостаточны. Необходимо обратиться за помощью не только к врачу-неврологу, но и к логопеду. Курс логопедических занятий, на которых ребенок научится приемам, позволяющим обходить заикание, помогут ему выровнять плавность и ритм речи, а многократное использование этих приемов в повседневной речи приведет к закреплению стойкого навыка.
Особо стоит вопрос об эмоциональном комфорте, необходимом ребенку. Заикание само по себе порождает у него тревожное ощущение: «Я не такой, как все! Я хуже!». Ему нужна постоянная эмоциональная поддержка, чтобы он обрел уверенность: его любят таким, какой он есть. И особенно родители! Они - его тыл, его надежная опора. Даже если вы не можете не отругать ребенка за проступок - отругайте, но именно за этот проступок, и ни в коем случае не говорите ему, что он плохой! Звучать это может так: «Я люблю тебя больше всего на свете! Я знаю, что ты хороший, добрый, славный, но сегодня ты ведешь себя так плохо, что мне не хочется даже говорить с тобой, пока ты не поймешь, что был неправ, и не пообещаешь, что больше так не будешь». И, конечно же нужно выдержать характер и не отступать от своих требований. Недопустимо, когда при возникновении ссор между детьми - в школе или на улице - ребенку напоминают о его речевом дефекте. К сожалению, этим грешат не только дети, но и взрослые.
Если у ребенка появляются признаки замкнутости, раздражительности, угнетенного настроения, плаксивости или агрессии, необходимо, не мешкая, проконсультировать его у психолога или психоневролога.
Всем нам важно помнить, что ребенку с заиканием живется намного сложнее, чем другим детям его возраста. Для гармоничного развития, полноценной жизни ему необходима наша помощь, внимание, поддержка и самое важное - любовь.